Понятие «церковный раскол» в истории христианской церкви существует едва ли не с самого начала её существования и чётко сформулировано. В церковной терминологии расколом первоначально именовалось любое отпадение группы верующих от Церкви. По ходу истории под церковным расколом стало подразумеваться такое отделение сообщества от Церкви, которое не сопровождается коренными догматическими изменениями. И сегодня в русскоязычной среде это словосочетание ассоциируется с церковным расколом середины XVII столетия в России.
Реформа Никона: хотели как лучше, а получилось…
В 1652 году на патриарший престол взошёл епископ Никон, который и начал проводить церковную реформу, запустившую механизм церковного раскола. Первыми мерами патриарха-реформатора стало исправление церковных книг, то есть литургическая реформа, которые необходимо было привести в соответствие с греческими каноническими образцами. Первым делом был подвержен коррекции Символ Веры, в русских и греческих текстах которых обнаружились разночтения. Но основные мероприятия реформы начались уже в 1653 году, когда и началась конфронтация между патриархом Никоном и подчинившимися ему церковными иерархами (а также поддержавшим его государством в лице царя Алексея Михайловича) и консервативной частью духовенства, не согласной с методами и содержанием нововведений.
Никон действительно проводил реформу исключительно в приказном порядке и насильственными методами, что во многом и породило оппозицию реформе.
Что же касается содержания литургических изменений, санкционированных Никоном, то оно заключалось в следующем:
- масштабная правка русских богослужебных книг и приведение их в соответствие с греческими образцами. Во многих случаях это привело к ощутимым изменениям, которые современниками воспринимались порой даже как изменение смысла священных текстов. Например, в Символе Веры в результате правки Царствие Божие стало упоминаться в будущем времени, как нечто грядущее, тогда как в прежнем варианте русских литургических книг Царствие Божие упоминалось в настоящем времени, то есть как уже существующее на Небесах;
- введение трёхперстного крестного знамения вместо двухперстного знамения. Это изменение стало наиболее одиозным, так как являлось самым наглядным. Для противников реформы такое изменение стало, во-первых, предательством веры их предков, во-вторых, преподносилось как глумление над верой (противники реформы указывали, что таким образом из трёх пальцев складывается «кукиш Богу»);
- такие сугубо богослужебные изменения, как другое число просфор на проскомидии, трёхкратный, а не двукратный, возглас «Аллилуйя» во время богослужения, направление крёстных ходов не по ходу движения солнца, а против солнца.
Безосновательная реформа
Церковная реформа патриарха Никона привела к неприятию нововведений значительным числом как духовенства, так и населения, и привела к церковному расколу. В сложившейся обстановке основания для раскола были объективными. Во-первых, сказались те методы, которыми проводилась реформа. Никон использовал лишь карательный, административный аппарат Церкви, который поддерживался государственным насилием. Поведение самого патриарха Никона не укладывалось в представления о том, как именно должен себя вести и позиционировать предстоятель Русской Православной церкви, в большей степени его политика была похожа на методы Папы Римского.
Кроме того, Никон не хотел терпеть существование национальных литургических особенностей, которые вполне допускались христианством и о чём уведомляли его другие православные патриархи.
Но самое главное, о чём говорили приверженцы старых церковных обрядов и что впоследствии подтвердили церковные и светские исследователи, сама реформа была неподготовленной и во многом противоречивой. Никон делал акцент на том, что нужно привести богослужебную жизнь русской церкви в соответствие с каноническим образцом. Но дело в том, что сам в реформе опирался на образцы, которые не соответствовали древнейшим церковным канонам. Кроме того, его атака на местные особенности богослужения во многом была схожа с еретическим учением о возможности существования Священного Писания только на трёх языках - еврейском, греческом и латыни.
Наконец, старые русские церковные обряды обладали глубинной исторической связью с древним христианством, которое оказалось во многом повреждённым реформами. Именно грубое, подчас необоснованное, нарушение церковных национальных традиций и породило достаточно широкое сопротивление реформам и церковный раскол.