Последствия церковного раскола
Церковный раскол в России, прогремевший в середине XVII века, был вызван церковной реформой. Данная реформа была инициирована новым патриархом Никоном, однако, по мнению многих исследователей, значительную роль в начале преобразований и решающую роль в их осуществлении сыграл царь Алексей Михайлович. В результате последствия церковного раскола оказались не только литургическими, приведшими к появлению раскольников-старообрядцев, но и политическими, сказавшимися на судьбе всей Церкви. Причём раскол не преодолён до сих пор, несмотря на явное движение к этому со стороны Русской Православной церкви.
У народа, как обычно, не спросили
Исследователи выделяют три основных последствия церковного раскола. Первое последствие наиболее явное и заключается в непосредственном церковном разделении. Помимо основной Русской Православной церкви, которая стала осуществлять свою литургическую жизнь по новым, реформированным правилам и уставам, появилось множество групп верующих, в совокупности довольно многочисленных, которые не признали богослужебные нововведения и продолжили осуществлять религиозную жизнь по старым, дореформенным, обрядам - старообрядцы (староверы).
На протяжении долгого времени, особенно с самого момента раскола и до начала XVIII столетия, вплоть до окончания правления Петра I, старообрядцы подвергались преследованиям, в том числе и физическому уничтожению.
Второе последствие затронуло духовную сферу всего российского общества. Прежде всего, было нарушено духовное единство населения, появились основания для вражды на религиозной почве, в силу чего народ уже не был монолитным в религиозном и нравственном смысле. К тому же новые церковные обряды усилили социальную разобщённость. До этого момента церковная жизнь, строившаяся на древних русских церковных традициях, была мощным консолидирующим началом - по одним книгам молились и крепостные крестьяне, и бояре, и царь. Таким образом подчёркивались нравственное единство и равенство всех православных людей. В новых же условиях, когда ставка была сделана на греческие каноны, которые по понятным причинам не могли быть доступны и понятны простому народу, была обозначена линия разделения между большинством населения и богатым грамотным меньшинством.
«Разнообразие обрядов не препятствует спасению»
Третье последствие раскола стало попадание Церкви в зависимость от государства. При проведении церковной реформы патриарх Никон опирался на государственный аппарат, который и насаждал насильственными методами новые церковные порядки. Более того, по мнению учёных, без активности государства проведение реформы было бы невозможно, так как в Церкви существовала серьёзная оппозиция Никону, да и с богословской точки зрения его позиции были уязвимы. Попав в зависимость от власти при Алексее Михайловиче, Церковь продолжала терять своё влияние и далее, пока при Петре I и вовсе была лишена особого положения в обществе, потеряла институт патриаршества и стала по сути одним из ведомств государственного аппарата.
Существование Церкви в таком качестве на протяжении двухсот лет, по одному из мнений, и стало одним из факторов, обусловивших социальные потрясения в России начала XX столетия.
Впрочем, в самой Русской Православной церкви позиция по отношению к реформе, к церковному расколу и к старообрядцам пусть медленно и неравномерно, но со временем всё же менялась. В начале XVIII века иерархи Церкви почти единогласно и сурово осуждали раскольников как еретиков, практически повторяя все доводы Никона. Через сто лет Церковь уже смотрела на старообрядцев не столь сурово, допуская возможность использования старых обрядов при соблюдении некоторых условий. В начале прошлого века, в условиях политических изменений и либерализации законодательства, в том числе и религиозной сфере, официальный, пусть и во многом формальный, запрет на открытую религиозную деятельность старообрядцев, в том числе возведения собственных храмов, был снят.
Наконец, в 1971 году Поместный собор Русской Православной церкви принял постановление о снятии всех прошлых «порицательных выражений» в адрес старообрядцев и о признании старых обрядов «равночестными» принятым в РПЦ. Было также сказано, что «спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения». Правда, на данный момент эти шаги не привели к возобновлению молитвенного общения между РПЦ и крупными старообрядческими общностями. Так что последствия церковного раскола пока не преодолены.