Церковный раскол: никто не прав, все виноваты - Последствия

последствия церковного раскола

Последствия церковного раскола

Церковный раскол в России, прогремевший в середине XVII века, был вызван церковной реформой. Данная реформа была инициирована новым патриархом Никоном, однако, по мнению многих исследователей, значительную роль в начале преобразований и решающую роль в их осуществлении сыграл царь Алексей Михайлович. В результате последствия церковного раскола оказались не только литургическими, приведшими к появлению раскольников-старообрядцев, но и политическими, сказавшимися на судьбе всей Церкви. Причём раскол не преодолён до сих пор, несмотря на явное движение к этому со стороны Русской Православной церкви.

 

У народа, как обычно, не спросили

Исследователи выделяют три основных последствия церковного раскола. Первое последствие наиболее явное и заключается в непосредственном церковном разделении. Помимо основной Русской Православной церкви, которая стала осуществлять свою литургическую жизнь по новым, реформированным правилам и уставам, появилось множество групп верующих, в совокупности довольно многочисленных, которые не признали богослужебные нововведения и продолжили осуществлять религиозную жизнь по старым, дореформенным, обрядам - старообрядцы (староверы).

 

На протяжении долгого времени, особенно с самого момента раскола и до начала XVIII столетия, вплоть до окончания правления Петра I, старообрядцы подвергались преследованиям, в том числе и физическому уничтожению.

 

Второе последствие затронуло духовную сферу всего российского общества. Прежде всего, было нарушено духовное единство населения, появились основания для вражды на религиозной почве, в силу чего народ уже не был монолитным в религиозном и нравственном смысле. К тому же новые церковные обряды усилили социальную разобщённость. До этого момента церковная жизнь, строившаяся на древних русских церковных традициях, была мощным консолидирующим началом - по одним книгам молились и крепостные крестьяне, и бояре, и царь. Таким образом подчёркивались нравственное единство и равенство всех православных людей. В новых же условиях, когда ставка была сделана на греческие каноны, которые по понятным причинам не могли быть доступны и понятны простому народу, была обозначена линия разделения между большинством населения и богатым грамотным меньшинством.

«Разнообразие обрядов не препятствует спасению»

Третье последствие раскола стало попадание Церкви в зависимость от государства. При проведении церковной реформы патриарх Никон опирался на государственный аппарат, который и насаждал насильственными методами новые церковные порядки. Более того, по мнению учёных, без активности государства проведение реформы было бы невозможно, так как в Церкви существовала серьёзная оппозиция Никону, да и с богословской точки зрения его позиции были уязвимы. Попав в зависимость от власти при Алексее Михайловиче, Церковь продолжала терять своё влияние и далее, пока при Петре I и вовсе была лишена особого положения в обществе, потеряла институт патриаршества и стала по сути одним из ведомств государственного аппарата.

 

Существование Церкви в таком качестве на протяжении двухсот лет, по одному из мнений, и стало одним из факторов, обусловивших социальные потрясения в России начала XX столетия.

 

Впрочем, в самой Русской Православной церкви позиция по отношению к реформе, к церковному расколу и к старообрядцам пусть медленно и неравномерно, но со временем всё же менялась. В начале XVIII века иерархи Церкви почти единогласно и сурово осуждали раскольников как еретиков, практически повторяя все доводы Никона. Через сто лет Церковь уже смотрела на старообрядцев не столь сурово, допуская возможность использования старых обрядов при соблюдении некоторых условий. В начале прошлого века, в условиях политических изменений и либерализации законодательства, в том числе и религиозной сфере, официальный, пусть и во многом формальный, запрет на открытую религиозную деятельность старообрядцев, в том числе возведения собственных храмов, был снят.

Наконец, в 1971 году Поместный собор Русской Православной церкви принял постановление о снятии всех прошлых «порицательных выражений» в адрес старообрядцев и о признании старых обрядов «равночестными» принятым в РПЦ. Было также сказано, что «спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения». Правда, на данный момент эти шаги не привели к возобновлению молитвенного общения между РПЦ и крупными старообрядческими общностями. Так что последствия церковного раскола пока не преодолены.


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,