Отношение к тем народам, которых древние римлянами свысока и презрительно именовали «варварами», у большинства людей и сегодня сохраняется довольно снисходительное. Действительно – эти народы не оставили после себя монументальных построек вроде Колизея или великих литературных и философских произведений, которые могли бы поспорить с сочинениями Гомера, Платона, Аристотеля и других античных мудрецов. Но это не означает, что у варваров не было своих выдающихся достижений, которые способны во многом изменить наше восприятие уровня развития этих народов. Наглядный пример тому – кельтская календарная система, обозначаемая некоторыми как календарь друидов .
Иногда открытия бывают долгими
На самом деле сложно с полной уверенностью сказать, что обнаруженный кельтский календарь является действительно друидским, потому что никаких письменных источников об использовании друидами именно этого календаря нет. Но обнаруженный в 1897 году в окрестностях городка Колиньи на востоке Франции кельтский календарь явно имел ритуальный характер, что, учитывая особую роль друидов в древнем кельтском обществе, с большой долей вероятности означает связь этой таинственной жреческой корпорации с этим календарём. Правда, с момента обнаружения календаря и до его идентификации прошло без малого сто лет.
Когда в конце позапрошлого столетия в ходе сельскохозяйственных работ в поле было найдено множество бронзовых осколков с нанесёнными на них римскими буквами и цифрами (данные о количестве осколков разнится – от 73 до 153), никто не понимал, что они собой представляют и означают. Понятно было лишь то, что надписи были сделаны на одном из диалектов кельтского языка – с I века до нашей эры кельты, контактировавшие с римлянами, стали перенимать латинский алфавит для создания своей письменности. И только в 1989 году, когда бронзовые осколки попались на глаза американскому учёному Гаррету Олмстеду, он смог частично восстановить изначальный артефакт – им оказался разделённый на 16 колонок кельтский ритуальный календарь, представлявший собой полный пятилетний цикл. Причём этот календарь был комбинацией солнечного и лунного календарей, то есть каждый месяц в нём начинался с новолуния , но при этом религиозные праздники кельтов не смещались по датам в разные годы. Календарь друидов был настолько точным, что по сравнению с ним древний римский календарь был просто посмешищем: к середине I века до нашей эры погрешность в нём составляла три месяца и не случайно Гаю Юлию Цезарю пришлось проводить реформу календаря, новая версия которого получила в его честь название «юлианский».
Не днями, а ночами
Одна из характерных особенностей кельтского календаря уже была известна по римским письменным источникам – действительно, кельты измеряли сутки не днями, а ночами, то есть для них координатами отсчёта были не восходы и светлое время суток, а закаты и тёмное время суток. Промежуток от заката до заката, соответствующий нашему понятию «сутки», у кельтов назывался «lates», и смена одних «суток» другими происходила не в полночь, как в современном календаре, а с заходом солнца. У «lates» не было названий, подобных названиям дней недели, они имели названия, совпадавшие с их порядковым номером в каждом месяце. Каждый месяц делился на две части, состоявшие из пятнадцати или четырнадцати «суток». Первая часть месяца связана с убывающей луной (начиная от полнолуния и заканчивая новолунием), вторая – с растущей (до завершения лунного цикла). В связи с тем, что от новолуния до появления на небе серпа растущей луны проходит примерно двое суток, первая половина кельтского месяца была обычно длиннее. Потому она всегда состояла из 15 «lates», а во второй половине было либо 14 «lates», если месяц был из 29 «суток», либо тоже 15, если месяц был длинным, из 30 «суток».
Чередование месяцев продолжительностью в 29 и 30 «суток» было направлено на поддержание равновесия лунного и солнечного календарей, учитывающих среднюю продолжительность астрономического лунного месяца в примерно 29 суток и 12 часов. Дело в том, что двенадцать лунных месяцев составляют в совокупности примерно 354,3 суток, тогда как солнечный год равен приблизительно 365,25 суток. Именно эту разницу в более чем десять суток кельты и компенсировали дополнительным, тринадцатым месяцем, привносимым в каждый тридцатимесячный цикл. Всего в календаре друидов насчитывалось 12 постоянных месяцев, а дважды в пятилетний цикл в годе появлялось по дополнительному месяцу. В свою очередь и месяц, и год разделялись на «светлую» и «тёмную» половины, что было связано с лунными фазами. В соответствии с этим делением распределялись по году и главные мистические праздники друидов.
Александр Бабицкий