Старообрядческая церковь
История старообрядчества в России складывалась таким образом, что единой церкви у разрозненных сообществ верующих не сложилось. Да и не могло сложиться: в первые десятилетия после церковного раскола власть активно преследовала приверженцев «старой веры», так что им приходилось скрываться отдельными группами. В этой ситуации ни о каком объединении и речи быть не могло. А затем в дело вступили законы исторического развития - каждая группа староверов становилась всё более замкнутой, появлялись богослужебные различия и разногласия, группы сходились и расходились, меняли или не меняли своего отношения к Русской Православной церкви.
В результате сложилось несколько направлений старообрядчества, часть из которых оформились в церковные организации. Так что когда говорят о старообрядческой церкви, необходимо понимать, что имеют в виду несколько церковных объединений. Вот основные из них:
- Русская Православная старообрядческая церковь (так называемая Белокриницкое согласие). Крупнейшая церковная организация старообрядцев-поповцев. «Поповцами» в старообрядчестве именуют те направления, которые признают возможность принятие в общение священнослужителей РПЦ, которые приняли богослужебные нормы и исповедание «старого обряда». В 1862 году в результате активных богословских диспутов среди старообрядцев на тему, являются ли новообрядцы также христианами или их следует признать иноверцами, было издано «Окружное послание Российских архипастырей Белокриницкой епархии», ставшее богословской основой РПСЦ. В послании было сказано, что новообрядцы, несмотря на свою «никонианскую» ересь, также веруют в Истинного Господа Иисуса Христа, а четвероконечный крест также заслуживает почитания, как и осьмиконечный старообрядческий. При советской власти церковь подвергалась гонениям, в сталинские времена почти весь епископат был уничтожен. Полноценное возрождение началось в 1980-е годы, в настоящее время РПСЦ не состоит в молитвенном общении ни с РПЦ, ни с другими старообрядческими церквями;
- Русская Древлеправославная церковь - ещё одна крупная старообрядческая церковная организация «поповцев». Сформировалась в середине XIX столетия в результате идеологических разногласий с РПСЦ (Белокриницким согласием), однако доктрина РДЦ также признаёт возможность принятия священства РПЦ, перешедших на позиции старообрядчества. С 1944 года началась династическая преемственность в управлении этой церковной организацией, начиная с архиепископа Иоанна (Калинина) руководящая роль сохранялась за его родственниками, при этом сами члены церкви считают своего предстоятеля патриархом. В 1999 году в РДЦ произошёл раскол, так как часть прихожан и несколько священнослужителей не признали официальное заключение высшего руководства, согласно которому вероучение старообрядцев является идентичный вероучению РПЦ. В настоящее время церковь насчитывает восемь епархий: пять на территории России, Украинская епархия, Белорусская епархия, Сионская и Западноевропейская епархия;
- Древлеправославная поморская церковь - основная церковная организация старообрядцев -беспоповцев. «Беспоповцами» называются те старообрядцы, которые не признают возможности принятия священников из новообрядцев. Так как в православии рукоположение в сан священника может осуществить лишь епископ, обладающий апостольской преемственностью, то у беспоповцев после смерти последних священников-раскольников в конце XVII века «легитимных» священнослужителей не осталось. Старообрядцы решили обходиться без священников, поэтому за богослужебную деятельность в ДПЦ отвечают выбранные миряне, отличающиеся богословскими и литургическими познаниями. Древлеправославная поморская церковь ведёт свою историю от Выговской мужской обители, основанной в 1694 году. Однако вплоть до начала прошлого века официальной церковной организации у «поморцев» не было, Первый Всероссийский собор у них прошёл в 1909 году. ДПЦ подверглась наиболее суровым гонениям в советские времена, в результате которых были почти полностью уничтожены мужчины-миряне, ведшие богослужебную деятельность. В итоге перешедшие на нелегальное положение общины старообрядцев даже создали особый институт наставниц - то есть женщин, осуществлявших литургические действия из-за отсутствия мужчин. При этом с канонической точки зрения в этом не было нарушения: в христианстве женщина не может быть священнослужителем, однако у беспоповцев даже мужчины не выполняют функции священников (то есть не совершают Таинств). Возрождение ДПЦ началось в 1980-е годы и в настоящее время это одна из наиболее многочисленных старообрядческих церквей.
Александр Бабицкий