История старообрядцев
История старообрядчества в России является одной из наиболее сложных и трагических страниц общероссийской истории. Страна была фактически поделена по религиозному принципу, причём деление было навязано и осуществлено силами государства. При этом дискриминация старообрядцев на государственном уровне, хоть и постепенно смягчалась, но сохранялась на протяжении почти двух с половиной столетий.
Гонения не хуже древнеримских
Сами старообрядцы воспринимают себя как хранителей древнерусских религиозных и культурных традиций и, соответственно, истинными историческими и духовными наследниками той Киевской Руси, которая приняла Крещение в конце X века. Церковную реформу середины XVII столетия они рассматривают как нарушение преемственной традиции русского государства, которое полностью оформилось несколько позднее, в ходе петровских реформ. С точки зрения старообрядцев, разделяемой большим количеством учёных, проведённая патриархом Никоном и утверждённая государством уже после отлучения Никона от патриаршества реформа была необъективной и проводилась неадекватными способами. Более того: старообрядцы до сих пор уверены в том, что гонения на их предков во второй половине XVII - начале XVIII веков по своему характеру и жестокости мало чем отличались от гонений на древних христиан I - III веков в языческой Римской империи.
Действительно, сторонники сохранения старых обрядов и более взвешенного внедрения новых около десяти лет пытались убедить церковные власти, государство и лично царя Алексея Михайловича в том, что внедряемые Никоном якобы правильные греческие литургические порядки на самом деле с древней христианской традицией имеют мало общего. В ряде пунктов у старообрядцев действительно были сильные аргументы, которые с богословской точки зрения смотрелись предпочтительнее. Однако государство взяло курс на утверждение реформы и придание церковной жизни единого богослужебного порядка. Большой Московский Собор 1667 года утвердил положения реформы, а ревнителей старого благочестия объявил раскольниками и еретиками. После этого начались репрессии против старообрядцев, включавшие в себя физическое уничтожение сотен и тысяч людей, а также продолжавшиеся в течение десятилетий самосожжения общин старообрядцев, которых принуждали принимать «новую веру». Хорошо известны две яркие страницы репрессий против старообрядцев: во-первых, многолетнее заключение самого яркого лидера староверов, протопопа Аввакума и его казнь на костре в 1682 году; во-вторых, восьмилетняя осада Соловецкого монастыря, монахи которого отказались от принятия новых богослужебных правил - после взятия монастыря правительственными войсками сотни монахов были убиты на месте, без всяких разбирательств.
На особом положении
В русском языке выражение «на особом положении» обычно подразумевает привилегированное положение того человека, о котором идёт речь. Старообрядцы в Российской империи также были на особом положении, однако в негативном плане, они во многом были ущемлены в правах. В XVIII веке старообрядцы фактически находились в стране на полулегальном положении. Так, при Петре I им было запрещено публично исповедовать свою веру, при том, что в государстве была объявлена веротерпимость, то есть открытое (с определёнными ограничениями) исповедание других религий, помимо православия - католичества, протестантизма, ислама, иудаизма и так далее. Более того, те старообрядцы, которые жили в городах, облагались двойной податью, то есть двойным налогообложением. В начале XIX века государство смягчило свою позицию в отношении старообрядчества, к тому же появилось такое явление, как единоверие - часть старообрядцев получила разрешение использовать в религиозной жизни старые обряды в ответ на признание главенства иерархии Русской Православной церкви.
В результате этого послабления старообрядцы смогли наконец сыграть активную роль в российском обществе - огромное количество купеческих и промышленных династий России, по сути и осуществивших её переход к капитализму, являлись старообрядческими. Но при этом старообрядцы по-прежнему оставались людьми «второго сорта» даже после политических либеральных преобразований 1905 года, когда свобода слова и вероисповедания была дарована фактически всем категориям населения. Староверы же так до 1917 года не добились отмены уголовного преследования за обращение православных «нового обряда» в старообрядчество, разрешение занимать административные должности, преподавать в учебных заведениях и так далее. В годы Советской власти, когда преследовались любые религии, об улучшении положения старообрядчества, разумеется, говорить не приходилось.