Мало для кого является секретом, что большинство людей задумываются о вопросах религии и вспоминают о Боге только в те моменты жизни, когда к ним приходит какая-то беда, какая-то проблема становится не разрешимой собственными силами. Самым печальным подобным поводом является, конечно, смерть близкого или родного человека. Тогда даже далёкие от религиозной жизни люди, незнакомые с особенностями церковных обрядов и богослужений, начинают интересовать подобными вопросами. И одним из наиболее насущных из них является поминальная молитва.
Как Церковь вспоминает об усопших
Христианское мировоззрение отличается особым отношением к умершим людям. Вернее, христианство не считает их умершими – поэтому в отношении их используются слова «усопшие», «покойники». Таким образом обращается внимание на то, что закончившие свою земную жизнь люди не умерли, так как душа бессмертна. Они лишь «усопли», уснули до дня Страшного Суда, когда все они восстанут из могил, воскреснут и явятся на судилище ко Христу, совершившему Второе Пришествие. Во время Страшного Суда и будет определена окончательная участь каждой души, которая в соответствии со своими делами и духовным состоянием либо наследует Царствие Небесное, либо отправится в ад.
После физической смерти душа человека уже не может повлиять на собственную судьбу – однако на её участь могут повлиять близкие и родные человека, возносящие молитвы к Богу с просьбами о милости к покойному.
Именно поэтому поминальные молитвы являются неотъемлемой и важной частью христианского богослужения и повседневных молитв. Можно выделить личные и общие, вселенские поминальные молитвы. Личные молитвы заключаются, прежде всего, в поминальных службах на третий, девятый и сороковой день после смерти человека. Молитва на третий день возносится в честь того, что, по христианским представлениям, именно после двух дней пребывания на земле, рядом с телом, душа отправляется в духовный мир и первый раз предстаёт перед Богом.
Поминальная молитва на 9 дней обусловлена тем, что душа с третьего по девятый день пребывает в раю. Ангелы устраивают ей нечто вроде экскурсии, чтобы душа видела какова участь тех, кто угодил Богу, жил в соответствии с заповедями и пришёл в необходимое духовное состояние. После этого на девятый день душа снова предстаёт перед Творцом.
Молиться нужно не только за своих, но за всех
Молитва на сороковой день также связана с посмертной участью души: в этот срок она пребывает в аду, где ей показывается, какая печальная участь ждёт тех, кто в земной жизни не захотел поступать, думать и говорить в соответствии с божественными установлениями. В сороковой день душа в третий раз предстаёт перед Богом и по Его решению предварительно, до Страшного Суда, отправляется в ад или в рай. При этом на Страшном Суде участь души может быть изменена в первую очередь по молитвам за этого человека со стороны живых. Кроме того, существует обычай устраивать поминальную службу в годовщину со дня смерти человека. Тем самым преследуется две цели: с одной стороны, это повод для живых вспомнить о дорогом человеке, с другой, для самого усопшего это дата является как бы новым днём рождения – рождения для вечной, загробной жизни.
Также существуют общие, вселенские поминальные молитвы, во время которых священнослужители вместе с прихожанами молятся о милости к душам всех покойных православных христиан и об их спасении. Такие богослужения именуются вселенскими панихидами (или родительскими субботами, так как служатся обычно в субботние дни). Кстати, первоначальное значение слова «панихида», в наше время воспринимаемое исключительно в качестве поминального богослужения об упокоении усопших, звучит как «всенощное бдение», панихиды могли быть обычными службами и служиться о живых людях.
Родительских суббот, или вселенских панихид, насчитывается восемь.
Первая из них служится в мясопустную субботу – это предпоследняя суббота перед началом Великого поста. Затем служится три вселенских панихиды подряд – во вторую, третью и четвёртую субботы Великого поста. Пятая родительская суббота на самом деле служится не в субботу, а во вторник – это знаменитая Радоница, вторник после Фомина воскресения (первое воскресенье после Пасхи Христовой).
Шестая родительская суббота носит название Троицкой, так как вселенская панихида служится в субботу перед Праздником Святой Троицы (Пятидесятницей). Седьмая поминальная суббота в Русской Православной Церкви отмечается также не всегда в субботу – 11 сентября , в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, проходит День поминовения всех погибших православных воинов. Последняя родительская суббота в календарном году – Дмитриевская, отмечаемая накануне дня памяти святого Дмитрия Солунского (8 ноября). Нужно обратить особое внимание, что обычай посещать кладбища был связан именно с Радоницей, а не с Пасхой.
Не ходите на Пасху на кладбища
Утвердившаяся современная привычка посещать кладбища на Пасху и устраивать там застолья появилась в советские времена и с церковными правилами и традициями не имеет ничего общего. Она даже противоречит им, потому что во время Пасхи и Светлой седмицы панихиды не служатся. Гораздо правильнее посетить кладбище на Радоницу, при этом можно совершить поминальную трапезу, которая категорически отличается от обычных кладбищенских застолий с выпивкой. Алкогольные напитки лучше вообще убрать со стола и уж тем более не осуществлять имеющий языческие корни обычай «наливать стопку покойнику». И главное, должна быть молитва перед поминальной трапезой.
Если не приглашён священник, знающий специальный молитвенный чин на такой случай, прочитать 90-ый псалом царя Давида по Псалтири и молитву «Отче наш» может и любой мирской человек. В крайнем случае, достаточно прочитать краткую молитву об усопших: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Аминь».
Александр Бабицкий