Сегодня мы подошли к нравственному рубежу, и поиск этот неизбежен, необходим. Чистая, сугубо социальная философия ответов на вопросы жизни и смерти дать не может. И человек остается один на один с понятиями жизни и смерти, времени определенного и времени бесконечного.
Размышления на тему
Бессмертны только животные, потому что они не знают о смерти. Человек знает - это его бремя и его счастье. В конце концов, все вопросы, которые человек задает себе, можно свести к вечному «быть или не быть?». Не говорить с человеком на тему смерти, значит обрекать его на путь во мраке, в хаосе. Это значит благословлять сон разума, который, как известно, порождает чудовищ. Кургузая мысль о физиологической смерти как о конечной смерти страшно вредна. И, главное, неверна. Она делает человека рабом существования. Вырабатывает подлое желание выслужиться, откупиться от неизбежного ухода. Все потому, что не формируется норма в отношении к точным и непреложным законам бытия. Рождение не более достойно почтительной благодарности, чем смерть. А призыв или требование не касаться этой темы исходит от тех, кто бытие воспринимает эгоистически, не в свете всеобщего единения, а в свете утверждения собственной единицы, «себя, любимого». Закрыть глаза, не видеть, насыщаться…
Человеку надо спокойно это познать и принять, всю жизнь свою построить на этом понимании. И громадные свои возможности ощутит человек. Жизнь наполнится особым содержанием, его деятельность станет творческой, обязательно творческой. Он предъявит к себе самый высокий и самый справедливый его счет... И приходит такая огромная радость бытия, при которой высвечивается подлинный смысл человеческой жизни,
Мыслить правильно
Состояние не является уделом избранных - это удел всех. Только искусственное торможение, чудовищное подчинение людей эгоистическим распорядкам в жизни, насильственное принижение мешают им идти по этому пути. Не конец и пустота, а вечное пребывание во вселенной. Не крах и разложение, а лишь один из компонентов бытия.
Таким образом, такая мысль о смерти оптимистична. И если мы минуем размышление о смерти, минуем науку о смерти как категорию этическую и философскую, мы жестоко обделим самих себя. Но для этого требуется высочайший уровень именно этического развития, пока неосуществимый. А этика — это всегда результат прошедшей духовной работы нации, народа, общества. Ее не навяжешь. Какие-то правила могут быть написаны, но сами по себе они пользы никакой не принесут.