То, что игра имеет одно из важнейших значений для развития человеческой личности в целом и человеческого мозга в частности, науке известно давно. Однако вопрос о том, насколько эффективны могут быть игры для развития мозга и каковы перспективы у подобных компьютерных игр, с новой остротой возник в последнее время. Так как, с одной стороны, игры имеют всё большее значение в нынешнем процессе обучения, с другой, компьютерные технологии развиваются стремительными темпами и проникают во все сферы современной жизни.
Игра как условие развития мозга
Современные учёные в большинстве своём видят в игре, прежде всего, эффективный метод развития мозга и обучения детей. Дело в том, что наука пришла к выводу, что традиционная школьная система образования с формальными и регламентированными способами обучения, безусловно, необходима и важна. В частности, без регламентированных форму обучения не обойтись в тех случаях, когда необходимо передать важные для социализации ребёнка знания, которые в юном возрасте кажутся скучными и неинтересными. Однако игра должна дополнять традиционные методы обучения. Дело в том, что игровые формы активизируют те зоны мозга, которые при обычном обучении либо игнорируются, либо вовсе подавляются. Между тем эти зоны мозга очень важны для формирования полноценной, разносторонне развитой личности и при должном развитии делают процесс обучении более эффективным.
Даже на бытовом уровне, не углубляясь в сложные теоретические выкладки, можно заметить, что те знания и умения, которые ребёнок получает в процессе игры, усваиваются гораздо быстрее, прочнее и вариативнее (то есть ребёнок способен применять их в различных ситуациях), нежели те, которые в него вкладывают в ходе стандартного регламентированного обучения.
В игре ребёнок овладевает и учиться пользоваться абстрактными категориями, развивающими воображение и творческое мышление - формальизованные методы обучения довольно слабо воздействуют на структуры мозга, ответственные за эту часть сознания. Кроме того, игровые упражнения стимулируют у человека любопытство и жажду познания, воздействуют на разные органы чувств, что имеет огромное значение для «качества» мозговой активности, а также способствуют формированию умению вести диалог, то есть самостоятельность мышления.
Смогут ли компьютеры развивать человеческий мозг?
Компьютеры проникли во все уголки жизни современного человека, так что неудивительно, что добрались они и до игр, которые должны развивать мозг. Компьютерные игры, которые, по уверениям их разработчиков, помогают развивать те или иные функции мозга, в течение ближайших лет должны добиться серьёзной популярности и, по мнению экспертов, рынок этих игр будет исчисляться миллиардами долларов. Однако явный коммерческий успех начинания подстегнул споры учёных о том, можно ли развивать интеллект взрослого человека и способны ли специальные компьютерные игры ему в этом помочь. Дело в том, что одни исследователи полагают, что компьютерные игры могут развивать мозг взрослых, другие полагают, что развивающего эффекта не будет, а третьи и вовсе предостерегают, что такие «игрушки» принесут только вред.
Всё дело в сложности человеческого мозга как такового, потому как интеллект слишком сложная вещь, чтобы развивать ее целиком и одновременно. Для развития мозга необходимо воздействовать на базовые психические процессы, именуемые когнитивными функциями, и только в случае развитие свойств этих функций будет развиваться и интеллект. Это значит, что рекламируемы игры на общее «развитие мозга» заранее бесполезны, а вот игры, развивающие отдельные функции - память, внимание, скорость мышления и так далее - будут действительно эффективны. Однако лишь этого недостаточно, так как есть ещё и свойства, зависящие от функции мозга: объём мозга, интенсивность нейронных связей, так называемая «переключаемость» отделов мозга и так далее.
По мнению ряда исследователей, развивать подобные показатели мозга взрослого человека компьютерные игры пока не способны.
К тому же чтобы развивающие игры работали, они должны усложняться по мере продвижения игрока и давать ему обратную связь. Поэтому разработчики подобных компьютерных игр должны сначала провести тесты и исследования, что в такой новой сфере познания неизбежно приведёт к обострению дискуссии о критерии оценки развития мозга и обвинениям в лженаучности. Так что компьютерные игры для развития мозга - это направление весьма перспективное, но очень сложное.
Александр Бабицкий