Музыка является неотъемлемым спутником человека и признаком человеческой цивилизации: учёные установили, что музыкальные инструменты первобытные люди изготавливали десятки тысяч лет тому назад. Люди во многом составляют мнение друг о друге, выясняя, кто какую музыку любит или не любит - это даёт немало информации об эмоциональном складе человека, особенностях его духовной жизни, о вкусовых предпочтениях и даже о моральных ценностях. Однако музыка, кроме всего прочего, имеет огромное значение для развития мозга.
Музыка для мозга - дело полезное
Музыка для мозга обусловлена двумя основными обстоятельствами. Во-первых, музыка непосредственно связана с эмоциями. Восприятие музыки человеком имеет, прежде всего, биологическую природу и обусловлено специфической функциональной организацией головного мозга. Учёные установили, что различные аспекты переработки музыкальной информации связаны с деятельностью многочисленных мозговых структур, одни из которых обеспечивают восприятие музыки (понимание мелодии), а другие стимулируют развитие эмоциональных реакций.
Во-вторых, музыкальное воздействие на сознание человека непосредственным образом влияет на структуру головного мозга, особенно в случае обучения человека музыке. Кратковременное обучение увеличивает число нейронов, реагирующих на звук, а длительное обучение усиливает реакции нервных клеток и приводит к физическим изменениям в мозге. Например, профессиональные музыканты при прослушивании музыки задействуют в своём мозге на 25% больше активных зон, нежели люди, с музыкой не связанные. Аналогичная картина с детьми, которые имели опыт обучения музыке в раннем возрасте - он способствует развитию слуховых зон мозга и тем самым делает восприятие более чувствительным. При этом улучшается восприятие не только музыкальных, то есть имеющих гармонию, звуков: ребёнок получает способность улавливать в звуке голоса другого человека оттенки, передающие нюансы смыслов и значений. Это ведёт к возникновению интереса и стимулирует любознательность.
Ещё не родился - а уже музыкант
Но этим дело не ограничивается: музыка воздействует на мозг человека и способствует его развитию ещё до того, как сам человек появится на свет. Ребёнок, даже находясь в чреве матери, за три месяца до непосредственного рождения, уже чувствует музыку и его мозг реагирует на неё. Этому способствуют слуховые черепно-мозговые нервы человека, а также уже имеющаяся у плода способность мозга к восприятию и запоминанию звуковой информации. До того, как ребёнок начинает говорить, основную развивающую функцию для его мозга выполняет зрение - а до рождения мозг развивается благодаря тактильным и звуковым ощущениям. Слуховые системы начинают действовать в мозгу плода с двадцать шестой недели беременности.
Однако это вовсе не значит, что он уже способен услышать непосредственно музыкальные композиции и оценить, например, песни группы «Биттлз» или Пелагеи. Мозг ребёнка воспринимает музыку через звучание организма матери и через её реакции на ту или иную музыку: на учащение сердцебиения, на расслабленное или напряжённое эмоциональное состояние и на другие показатели. В итоге, согласно данным исследований, музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка. Дети матерей, слушавших музыку на двадцать восьмой - тридцать шестой неделях беременности, раньше начинают реагировать на звуки, узнавать мелодии, у них лучше развита память.
Музыка - лучший педагог
Учёными в разных странах доказано, что музыка играет значительную роль в развитии мозга прежде всего детей. Так, канадские исследователи провели эксперимент с двумя группами детей. В первой группе дети посещали интерактивные уроки музыки, а также изучение нескольких колыбельных песенок, детских стихов и песен с различными действиями. Вместе с детьми и родители учились играть на ударных инструментах и петь специально подобранные песни. Во второй группе дети посещали занятия, на которых музыкальное воздействие было ограничено звучанием фоновой музыки, тогда как дети вместе с родителями смотрели мультфильмы или играли в электронные игры. К началу эксперимента тесты показывали одинаковый уровень развития детей и механизмы их интеллектуальной деятельности.
К моменту окончания исследования выяснилось, что дети из первой группы отличались особенной реакцией мозга на динамические оттенки в музыке, быстрее и чётче различали тональности и так далее. Кроме того, у них наблюдались лучшие ранние навыки общения: они более четко указывали на желаемые предметы, которые находились вне зоны досягаемости, и были более спокойными, проявлявшими меньшую растерянность при виде незнакомых предметов или людей. Группа американских учёных при схожем эксперименте получила ещё более конкретные данные: выяснилось, что у детей, регулярно занимающихся музыкой, происходят физические изменения мозга - увеличивается объём так называемого мозолистого тела головного мозга. Таким образом, подтверждается предположение о том, что для развития мозга важно не просто прослушивание музыки, но активное вовлечение в занятия музыкой.
Александр Бабицкий