Головной мозг, без сомнения, является важнейшим органом человеческого тела. Согласно научным представлениям, именно деятельность мозга и позволяет назвать человекообразное существо, передвигающееся на задних конечностях, человеком, именно мозг составляет человеческую личность. Правда, вопрос о том, только ли развитие мозга определяет человеческое самосознание, только лишь в мозге содержится «Я», по-прежнему не закрыт.
«Мозг» равно «мышление»?
Современное научное представление о значении головного мозга для человека строится на знаменитом изречении Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую». Ведь главной отличительной чертой человека является именно способность к мышлению, а все мыслительные процессы, как установила наука, осуществляются именно головным мозгом. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить лишь основные функции мозга: это и обработка поступающей от органов чувств сенсорной информации об окружающей действительности, и мышление на всех стадиях этого процесса (анализ данных, принятие решений, планирование и так далее), и сохранение информации в памяти, и членораздельная осмысленная речь как на стадии её восприятия, так и на этапе её генерации. Более того, головной мозг ответственен за то, что до XX века было принято считать сферой совсем не рациональной, не мыслительной – за возникновение эмоциональной реакции на различные раздражители, а также за координацию движений всех частей тела.
Вердикт науки относительно того, как соотносится человеческая личность, осознание собственного «Я», и головной мозг, однозначен – без деятельности мозга невозможно само существование человека, следовательно, его личность это и есть его мозг. При этом учёные не рискуют указывать, какой именно отдел головного мозга содержит в себе самосознание, но говорят о том, что деятельность всего мозга, всех его клеток, содержащих нейроны, в совокупности и приводит к созданию у человека образа собственного «Я» в соотношении с собственной деятельностью, окружающей средой и абстрактными понятиями. В этом отношении наука расходится с религиозным сознанием. Все традиционные религии признают необходимость головного мозга для физической жизни человека, однако обращают особое внимание, что с их точки зрения человеческое «Я» заключёно не в клетках головного мозга, а в бессмертной нематериальной сущности – душе. Существует множество вариантов относительно происхождения души, её структуры и содержания цикла её существования (например, в христианстве и индуизме представления о душе существенно разнятся). Однако сама концепция бессмертия души и её жизни после смерти физического тела (в том числе и мозга) называет головной мозг лишь инструментом, с помощью которого душа может обитать в материальной оболочке и управлять ею.
«Мозг» не равно «мышление»?
Относительно развития головного мозга принято считать, что его развитие прекращается в подростковом возрасте, не позднее 15-16 лет, а затем начинается лишь освоение человеком уже сформированных «мозговых ресурсов». Однако у некоторых американских учёных есть гипотеза, согласно которой развитие мозга длится на несколько лет дольше, вплоть до возраста 20-22 года. К такому выводу они пришли на основе изучения около ста человек, в ходе которых было установлено, что и в ранней молодости продолжается развитие фронтальных долей мозга. Впрочем, одновременно с этим выяснилось, что у некоторых людей в достаточно молодом (до 30 лет) возрасте уже наблюдается деградация мозга.
Но куда более важные последствия может иметь другая гипотеза относительно мозга, напрямую затрагивающая проблему, где же, собственно, заключена человеческая личность, «Я» каждого человека. Уже более тридцати лет существует предположение, согласно которому головной мозг не обладает монополией на выполнение функций мышления. У сторонников этой теории, также принадлежащих к научному сообществу, нет конкретной альтернативы, что же ещё может осуществлять мышление, если не мозг – поэтому эта версия и не рассматривается академической наукой. Однако приводятся случаи того, что люди могли не только поддерживать биологическое существование, но и полноценно общаться, мыслить, разговаривать, производить логические операции и тому подобное в ситуации, когда состояние их головного мозга, с научной точки зрения, не предполагало ничего подобного.
Нередко люди осуществляли полноценную деятельность при потере части мозга (тогда как обычно даже малейшее повреждение мозга приводит к необратимым последствиям): так, в конце XIX века в Нью-Йорке человек более тридцати лет прожил нормальной жизнью после того, как в результате несчастного случая потерял часть черепа и четверть мозга. Также в США в середине прошлого столетия зафиксирован случай, когда после операции по удалению половины мозга человек сохранил умственные способности. Кроме того, есть свидетельства об инцидентах, когда выяснялось, что люди в течение многих лет вели нормальную жизнь и обратились к врачам лишь из-за физических симптомов, при том что их головной мозг из-за огромных опухолей был фактически отделён от внутренней полости черепной коробки. То есть с формальной точки зрения люди годами думали в условиях, когда мозг физически не мог осуществлять мыслительные функции.