Вот уже полвека понятие «медитация» является одним из наиболее популярных во всём мире, если речь заходит о духовной жизни. При этом сложилась такая ситуация, при которой как само собой разумеющееся воспринимается то, что с медитацией ассоциируются особые составляющие восточных духовных практик. Хотя весьма сходные явления есть в духовной жизни и других цивилизаций, но сегодня восточный колорит понятия медитации считается неоспоримым.
Широкий спектр – от молитвенного состояния до способа релаксации
Латинское слово «медитация», образованное от глагола «размышлять, преобразовывать, думать», стало обозначением для ставших широкодоступными с середины прошлого столетия духовных практик Востока, начиная от японского дзен-буддизма и заканчивая многочисленными индуистскими течениями. Хотя, как утверждают учёные, прямые аналогии есть и в исламе, и даже в христианстве. Ведь медитация в широком смысле слова это специальная практика, направленная на вхождение человека в такое состояние сознания, в котором возможны духовные, эмоциональные, интеллектуальные озарения и преобразования. То есть, медитацией является комплекс мер по вхождению в слой сознания, когда человек способен расширить собственные возможности или получить особые знания.
При этом традиционная медитация могла и может использоваться для самых разнообразных целей. Хорошо известны случаи, когда медитация применялась для исцеления от болезней, для повышения физического тонуса, для обретения особых сил, для расширения границ познания, получения откровения, духовного самосовершенствования, получения доступа к подсознанию и тому подобного. Но сегодня, когда говорят о медитации, чаще всего имеют в виду его релаксационную составляющую – функция медитации как средства снятия стресса, повышения эмоционального фона, примирения с обстоятельствами действительности в наше время востребована в первую очередь. Конечно, в качестве высших целей декларируются соображения самосовершенствования или расширения возможностей, но чаще всего медитацию используют лишь для «практических» нужд.
Какая медитация нужна, такую и выбирайте
При том, что по механизму своего действия восточная медитация, ставшая синонимом медитации вообще, представляет собой единый феномен, однако критерии для выделения тех или иных видов и разновидностей всё же имеются. Прежде всего, принято разделять медитации по «технической» составляющей: так называемая медитация на пустоте и единонаправленная медитация. Медитацией на пустоте называют тот тип медитации , когда для вхождения в нужное состояние сознания и духа необходимо просветление, когда нет концентрации на каком-либо конкретном предмете или образе, но осуществляется особое наблюдение всего происходящего внутри и вокруг человека. Единонаправленной медитацией является тот вид практики, при котором человек в качестве «спускового курка» необходимого медитативного состояния использует либо какой-то конкретный предмет или явление (пламя свечи), либо мысленный образ (проявляющаяся в определённых точках тела жизненная энергия и тому подобное), либо ещё какой-либо ключ (музыка, произносимые вслух мантры).
Другим важным критерием является то состояние сознания, в которое должен придти медитирующий. Считается, что базовым состоянием является достижение способности концентрировать всё своё внимание и силы своего сознания на чём-либо одном: на одном предмете, на одном образе, на одной мысли. Это помогает избавить человеческое сознание от его распылённости на множество второстепенных и не имеющих значения вещей. А более высокий уровень это достижение состояния созерцания, в котором сознание человека уже способно с новой высоты оценивать сложившееся положение и открывать для себя новые горизонты. Помимо фундаментальных, есть ещё и множество локальных классификаций медитативных практик: например, медитации по развитию сосредоточения внимания делятся по объекту концентрации – это может быть чакра, дыхание, свеча, образ того или иного предмета, собственное сознание, тот или иной звук и так далее.
Страхи перед медитацией
Как любое набравшее популярность явление, тем более относящееся к духовной сфере, медитация наряду с множеством сторонником получила и немало противников. Так, одной из основных претензий к медитативным техникам Востока со стороны таких традиционных религий, как ислам и христианства является опасение, что вхождение в состояние изменённого сознания небезопасно для психического здоровья человека и его нравственного состояния. Впрочем, современные представители традиционных религий относятся к медитации терпимо, исключая те случаи, когда в ходе медитации у человека происходят контакты с некими «духами» и «голосами».
Другая разновидность страхов перед медитацией носит уже более бытовой характер. Например, многие путают состояние созерцания и избавления от лишних мыслей с совершенным прекращением мыслительной деятельности и превращением человека в бездумное существо. Другие опасения касаются того, что медитация может быть использована в качестве бегства от реальности, от проблем настоящей жизни и необходимости их решать. Однако в последнее время, когда появились такие куда более очевидные способы сбежать от реальности, как Интернет и компьютерные игры, подобных упрёков в адрес медитации раздаётся всё меньше. Иногда же некорректные замечания о медитации делаются исходя из противоположных мнений по одному и тому же вопросу: одинаково широко распространены ошибочные мнения, что медитация настолько сложна, что доступна лишь аскетам-отшельникам, или что медитация это так просто, что достаточно пятнадцати минут медитации в день, чтобы через год достичь духовного совершенства. На самом же деле регулярных, пусть и коротких медитативных сеансов достаточно, чтобы оказать определённое позитивное воздействие, но при этом, если речь идёт о глобальной цели достижения просветления, необходимы годы усердной духовной практики.