Даосская техника медитации: проницательность и внимание
Наиболее известны те виды медитации, которые относятся к различным ветвям индуизма, прежде всего к тем или иным йогическим практикам. Новая медитация является важной составной частью и других религиозно-философских учений Востока. Так, китайский даосизм также считает медитацию важным элементом духовного совершенствования, а такое понятие, как даосская медитация, зачастую выделяется в отдельный медитативный тип.
Хочешь – просто укрепи здоровье, хочешь – достигай совершенства
Даосская медитация имеет ту особенность, что изначально предполагает различные сферы собственного использования. О том, что медитация способна оказывать различное благотворное влияние, как духовное, так и физическое, утверждают буквально все духовные практики, использующие её. Но в даосизме медитация имеет более чётко выраженную специализацию: здесь разделяют комплексы медитации, предназначенные для укрепления здоровья и лечения от физического недомогания и те, которые имеют своей целью достижения человеком высших духовных сфер, самосовершенствования.
В обоих случаях медитация предназначена для регулирования и оптимизации трёх уровней человека – тела, энергетической системы и сознания. В укрепляюще-оздоровительном сегменте даосской медитации тело должно получить общее укрепление иммунитета, устранение «внутренних зажимов», выправление осанки и раскрепощение мышц, обретение подвижности суставов и связок. В энергетической своей части человек должен восстановить баланс двух видов энергии, Инь и Янь, а также восстановить нормальную циркуляцию жизненной энергии в своём теле, стабилизировать свою энергетическую систему. Что касается сознания, то базовый уровень медитации должен способствовать установлению психологической и эмоциональной стабильности, очищению от комплексов и стереотипов, выработки устойчивости к стрессам и, в конечном итоге, внутренней гармонии.
После овладения базовым уровнем даосской медитации человек может, если у него есть желание двигаться по этому пути далее, приняться за второй уровень, практику высших методов. Высшие методы медитации в даосизме были призваны помочь человеку пройти путь к обретению Дао, главного понятия всей религиозно-философской системы. Для этого нужно было входить в состояние особенно глубокой и длительной медитации, когда человек углубляется в себя на несколько часов или даже дней. Такая медитация требует особенной подготовки: в телесном отношении она означала, что человек должен быть в состоянии сидеть в медитативной позе длительное время и не чувствовать дискомфорта. В плане энергетики человек должен уметь накапливать столько внутренней энергии, чтобы её хватало на осуществляемые в ходе глубокой медитации духовные трансформации. По части же сознания основным критерием была способность человека спокойно выдерживать длительное состояние покоя, не отвлекаясь как на внешние, так и на внутренние раздражители, а также обладать чётким пониманием своего пути к Дао.
Наставник – ключевая фигура в даосской медитации
Также даосская медитация отличается тем, что в ней особенно подчёркивается важность и необходимость наставника, который поможет человеку сделать первые шаги в медитативном процессе, а в дальнейшем поможет ему на более сложных этапах. О важности учителя или инструктора по медитации говорится во всех духовных практиках, но в даосизме она акцентирована. Собственно, без наставника невозможны не только духовные аспекты медитации, но и техническая часть. Как и во многих других медитативных практиках, в даосизме медитация может осуществляться двумя основными способами: во-первых, когда вхождение в медитацию происходит через концентрацию на некоем объекте или образе; во-вторых, когда это достигается через состояние созерцания, наблюдения всего происходящего внутри и вокруг человека, но в особом состоянии сознания.
Даосская медитация связана с представлением об особой области Дань-Тянь, в которой можно усмотреть определённую аналогию с чакрами . Область Дань-Тянь считается особенно важной с энергетической и жизненной точки зрения частью человеческого тела, которое находится между пахом и лбом. Дань-Тянь разделена на три уровня (нижний – пах, средний грудь, верхний – голова). Человек, занимающийся даосской медитацией, вместе со своим наставником создаёт либо некие словесные формулы, либо зрительные образы, которые позволяют лично ему входить в состояние медитации. При этом эти представления должны быть связаны с одним из трёх уровней Дань-Тянь, с какой именно, в каждом случае решает наставник. Кроме того, наставник помогает человеку справиться с двумя основными возможными сложностями на начальном этапе овладения даосской медитацией: сложностью сосредоточения на одной мысли, исключая остальные, и риском впадения в сонливое состояние.