Давно известно, что музыка сама по себе обладает сильным воздействием на эмоциональную сферу человеческой личности – в этом и состоит её предназначение, главная функция. Определённый вид музыкальных композиций способен успокаивать человека, снимать напряжение, задавать позитивный эмоциональный настрой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что музыку широко используется при медитации: у такого симбиоза есть как мистические, так и более наукоподобные основания.
Электромагнитные волны
Научное изучение воздействия музыки на человека в физическом и психологическом плане ведётся давно, так что некоторые моменты исследователям известны достаточно хорошо. Так, уже давно ни для кого не секрет, что звук представляет собой так называемые упругие волны, соответственно, и музыка есть ничто иное, как звуковые волны. Считается, что в зависимости от тональности, тембра и сочетания звуковых волн они оказывают, прежде всего, на головной мозг различное воздействие. Это связывают с тем, что различные звуковые волны и их сочетания «укладываются» в различные диапазоны электрических ритмов головного мозга, тех самых ритмов, которые видны на электроэнцефалограмме.
Существует несколько ритмов активности головного мозга, которые определяют то или иное эмоциональное и физическое состояние человека. Так, альфа-ритм (частота 8-13 Гц) соответствует спокойному бодрствованию, когда человек чувствует себя комфортно, не испытывает никакого беспокойства или страха. Бета-ритм (частота 14-30 Гц) означает активное состояние человека, которое запускается во время напряжённой деятельности и эмоционального подъёма, даже возбуждения. А вот дельта-ритм (частота 1-4 Гц) характерен для такого состояния мозга, при котором человек либо утомлён длительной интеллектуальной работой, либо находится в бессознательном состоянии – во сне, коме или наркотическом трансе.
Таким образом, некоторые исследования показывают, что определённая музыка состоит преимущественно из волн, аналогичных альфа-ритму активности мозга человека, что, разумеется, ведёт к возникновению ощущения спокойствия и расслабленности. Именно такими характеристиками обладает медитативная музыка, а также некоторые композиции, которые не создаются специально для медитации, но схожи с ней по своей структуре и тональности. Так что утверждение о том, что определённая музыка способствует медитации, а на начальном этапе даже необходима для неё, имеет вполне реальное основание
О чём уже давно знали на Востоке
Выше представлена научное видение проблемы соотношения музыки и медитации и воздействия музыкального сопровождения на эмоции и сознание человека – то есть, версия западной цивилизации. Но логично будет предположить, что если на Востоке, от Индии до Японии, много столетий назад сложились различные практики медитации, в которых музыка являлась и остаётся важной составляющей, значит, местные мудрецы имели свои резоны сопровождать медитацию звуками. И такие резоны действительно имеются. Каково же понимание музыки в индуизме, из духовных практик которого и вышла та самая медитация, которая в наше время стала настолько распространённой?
Музыка в индуистской картине мира является божественным даром и имеет божественную природу. Не случайно, согласно индуистской версии сотворения мира, Вселенная начала существовать именно со звука – священного звука «Ом». Поэтому музыка во всех её проявлениях – звуковое сопровождение ритуальных танцев, священные гимны (мантры) и медитативная музыка – является непосредственной связью между человеком, воспринимающим её, и высшими божественными сферами. Что касается непосредственно музыки и медитации, то существует концепция, согласно которой каждая из семи чакр, то есть вихрей энергии, в тонком духовном теле человека непосредственно связана с одной из семи музыкальных нот. Причём они соотносятся в соответствии со ступенчатой структурой: чем выше располагается в теле человека чакра, тем более высокая по положению в звукоряде нота ей соответствует. Чакра Муладхара это нота «до», чакра Свадхиштхана – нота «ре», чакра Манипура – нота «ми», чакра Анахата – нота «фа», чакра Вишуддха – нота «соль», чакра Аджна – нота «ля», чакра Сахасрара – нота «си».
Следовательно, составленные из определённых комбинаций звуков в тех или иных нотах музыкальные композиции различным образом воздействуют на различные чакры . Если нота соответствует данной чакре, то музыкальное воздействие будет способствовать раскрытию этой чакры и эффективной циркуляции через неё жизненной энергии. Если же музыка чакре не соответствует, то это затруднит медитацию. Поэтому для каждого вида медитации, в зависимости от того, какую чакру человек «прорабатывает», необходима особая музыка. Так что расхожее представление о том, что для медитации подойдёт любая спокойная убаюкивающая музыка, не соответствует действительности.
Александр Спиваков