Развитие правого полушария мозга: «правое» дело победит?
Читая многочисленные статьи на тему развития правого полушария головного мозга человека, не мудрено прийти к выводу, что правое полушарие представляет собой нечто загадочное и таинственное, имеющее едва ли не мистические и сверхъестественные способности. Человеческий мозг в целом действительно во многом ещё загадка для учёных, однако выделять правое полушарие в нечто совершенно особенное по сравнению с левым вряд ли обоснованно. Хотя правое полушарие действительно имеет несколько иные функции в человеческом сознании и психологии.
Будущее – за правым полушарием?
Обычно правое полушарие головного мозга ассоциируется исключительно с интуицией и творческим вдохновением, при этом чуть ли не кардинально противопоставляя «логическому» левому полушарию. В действительности столь строго деления нет: функции правого полушария неотделимы от логической деятельности, а то же левое полушарие имеет в сфере своей ответственности, например, музыкальный слух. Но правое полушарие действительно в большей степени ориентировано на целостное, образное восприятие, нежели на анализ отдельных компонентов информации, и в этом плане оба полушария органично дополняют друг друга. К числу важнейших «должностных обязанностей» правого полушария относятся:
- обработка невербальной информации, содержащийся в символах, обозначениях, образах и тому подобном;
- одновременное восприятие информации по разным каналам в максимальной большем объёме и при её недостатке выстраивание связей по имеющимся частям; таким образом целостное восприятие правого полушария дополняет анализ элементов информации левым полушарием;
- пространственная ориентация, способность располагать соответствующим образом части единого целого и различные взаимосвязанные объекты относительно друг друга;
- формирование целостности смысла, создание ассоциаций;
- эмпирическое и образное мышление, распознавание и создание метафор;
- воображение и, как следствие, художественные творческие способности;
- управление органами левой половины туловища и получение информации пространства слева.
В настоящее время всё больше распространяется мнение, что XXI век будет веком профессионального и карьерного процветания людей с более активной деятельностью правого полушария мозга. Аргументируется это следующим образом: прежде, когда человек должен был выполнять большой объём монотонной работы и деятельности, требующей последовательности логических операций, были востребованы люди с развитым левым полушарием. Теперь же, когда их работу во всё большем объёме выполняют автоматизированные системы и компьютеры, на первый план выходят работники, способные к нестандартному мышлению, к креативным ходам, к привнесению в деятельность творческой составляющей.
Мозг нужно держать в тонусе
Если нарушения в работе левого полушария связаны, прежде всего, с базовыми функциями человеческого мышления, то сбои в функционировании правого полушария мозга ведут к нарушениям на более высоком и сложном уровне. О том, что имеют место нарушения в правом полушарии головного мозга, можно судить по следующим проявлениям:
- расстройство в сфере образного восприятия мира, нарушение различных видов восприятия (от зрительного до тактильного) в первую очередь на лица людей при сохранении сознания и чувствительности;
- нарушения восприятия образной информации;
- сложности с пониманием контекста той или иной фразы, с осознанием содержащегося в них юмора или использованных метафор;
- нарушение восприятия целого;
- сложности с отождествлением собственной деятельности с самим собой;
- искажения при определении формы наблюдаемых предметов;
- нарушения ориентации в пространстве;
- расстройства зрительной памяти.
Что касается способов развития способностей, которые регулируются правым полушарием мозга, то здесь акцент делается, прежде всего, на творческих занятиях. В отношении детей младшего возраста, для них чрезвычайно важно наличие заданий на визуализацию, то есть на развитие образного мышления, умения соотносить различные предметы с теми ли иными понятиями, экспериментировать с уже знакомыми простыми предметами для получения новых комбинированных систем. Детям постарше и взрослым рекомендуется всячески задействовать свои творческие способности. Это можно делать разными способами: найти себе художественное хобби (от рисования до хореографии); придумывать альтернативные варианты для привычных операций и поступков; после прочтения книги или просмотра фильма постараться придумать собственное продолжение сюжета или даже его параллельное развитие, и тому подобное.