Развитие мозга: где можно найти человеческое «Я» - Левое полушарие

развитие левого полушария мозга

Как идёт развитие левого полушария мозга

Разделение головного мозга человека на два полушария, левое и правое, вовсе не является открытием недавнего времени. Однако так называемая межполушарная асимметрия, то есть наличие у каждого полушария собственной специализации в интеллектуальных и психических функциях стала известна учёным лишь на достаточно высоком уровне развития науки. Сегодня одним из наиболее популярных информационных трендов является рассмотрение вопроса, насколько важно развитие того или иного полушария головного мозга. Так, левое полушарие объявлено «ответственным» за логическую сторону человеческой личности.

 

«Обязанности» левого полушария

С того момента, как было установлено наличие межполушарной асимметрии психических процессов, постоянно уточнялся и дополнялся перечень функций, присущих каждому из полушарий. На сегодняшний момент левое полушарие отвечает за следующие составляющие личности Homo sapiens, связанные в первую очередь со способностью человека к логическому и абстрактному мышлению:

  • речь; восприятие эмоциональной окраски и особенностей речи; оценка характера неречевых звуков; музыкальный слух;
  • абстрактное, обобщенное, инвариантное, конкретное узнавание; общее, конкретное зрительное, целостное, последовательное, аналитическое восприятие;
  • математические вычисления;
  • оценка временных соотношений и пространственных отношений; установление идентичности стимулов по названиям и физической идентичности стимулов;
  • установление сходства и различий;
  • управление органами правой половины туловища и получение информации пространства справа.

Кроме того, установлены различия в развития и функциональной нагрузки различных полушарий мозга у мужчин и женщин. Считается, что совершенствование функций мозга девочек происходит медленнее и занимает боле значительный срок: у шестилетних мальчиков многие функции выполняются полушариями мозга раздельно, в то время как у двенадцатилетних девочек специализация мозга только начинается. Впрочем, касательно левого полушария имеются исследования, по которым у девочек оно развивается быстрее, чем у мальчишек, и тем самым сдерживает специализацию правого полушария, чем и пытаются объяснить меньшее число представителей творческих занятий среди женщин.

Нарушения и стимулирование развития

Если какой-либо орган человеческого тела имеет повреждения, следовательно, он не может в полном объёме выполнять свои функции. Головной мозг как самый сложный орган и вообще самая сложноорганизованная система в биологической системе Земли, не является исключением. В зависимости от того, какое полушарие мозга имеет нарушения, будут утрачены либо деформированы те или иные функции. В случае с повреждениями левого полушария головного мозга возможны:

  • нарушения абстрактного, аналитического и логического мышления, способности к обобщениям;
  • системное нарушение сформировавшейся речи, отсутствие или угасание активного поиска слов для общения;
  • неспособность кодировать вербальную информацию, то есть неспособность передавать значение букв при способности их воспринимать;
  • нарушение оценки временной ориентации заданий (то есть неспособность правильно расположить последовательность действий в той или иной операции);
  • нарушение способности к предугадыванию, к предсказыванию результата на основе исходных факторов – как следствие, неспособность к сложной трудовой деятельности.

При этом не стоит забывать, что мозг как никакой другой орган тела подвержен развитию, тренировке, самосовершенствованию собственных функций. Поэтому, если стоит задача развития, прежде всего, логической стороны личности, его абстрактного и логическому мышлению, стоит сделать акцент на тренировке именно левого полушария головного мозга. Существует несколько общедоступных способов стимулирования функций левого полушария мозга у детей: силовая нагрузка на правую сторону тела; решение математических и логических задач; разгадывание кроссвордов и иных головоломок, связанных со словами; письменные упражнения; расширение кругозора за счёт приобретения знаний из самых различных областей и сфер; овладение разнообразными новыми навыками и умениями – от владения теми или иными ремесленными приспособления до игры на музыкальных инструментах.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи