Теория обработки информации во сне
Ученые также выяснили, что во время быстрого сна, человеческий мозг прорабатывает новые идеи, связывая их с уже накопленными знаниями или образами. Когда человек осознает эти связи, которые, по сути представляют собой фрагментарные звуки или образы, соединенные с двигательной активностью. Человеческий мозг интерпретирует эти фрагменты и пытается создать сюжет, чтобы связать их воедино. Ученые полагают, что именно в этом заключается причина, объясняющая несвязность и даже фантасмагоричность наших снов. Креативность наших снов напрямую связана с информацией, которая хранится в мозге человека. Пытаясь соотнести новую информацию с отдаленными знаниями, мы интерпретирует ее в новом русле, что в свою очередь помогает человеку осознавать и понимать, как устроен мир и какую роль человек играет в этом мире.
Психоаналитическая теория сновидений
Как можно говорить о сновидениях и не вспомнить Зигмунда Фрейда? Несмотря на то, что многие теории Фрейда были оспорены известными психоаналитиками, его идеи по- прежнему вызывают интерес и превратились в популярную тему в музыке и литературе. Основной специализацией Фрейда являлась интерпретация значений сновидений с точки зрения бессознательных мыслей и желаний. Фрейд утверждал, что человеком движет агрессия и сексуальные инстинкты, которые мы сознательно подавляем, но во время сна все, что подавлялось, выходит в область бессознательного и принимает форму образов и событий, которые мы видим во сне. По мнению Фрейда, наши сны есть выражение глубоко сидящих в человеке желаний, которые с точки зрения морали и социума являются неприемлемыми, например, сексуальное влечение к собственным родителям. По Фрейду сон имеет явное (то, что запомнено) содержание и латентное (скрытое) содержание. И именно в латентном содержании сна Фрейд видел истинное значение сновидения.
Модель активации синтеза
Появившись в 1977 году, эта модель была направлена на изучение создания человеческим мозгом снов из сигналов. Однако вместо того, чтобы в качестве триггеров рассматривать накопленную память и опыт, данная модель предполагает, что сновидения обусловлены биологическими сигналами, активирующими определенные части лимбической системы, в частности миндалевидно тело. Когда во время сна в этих областях «загорается» огонек, наш мозг начинает синтезировать и интерпретировать информацию в форме сновидения. Согласно этой теории, наши сны - это следствие основных биологических механизмов. В то же время авторы этой модели не считают, что сны лишены значения, напротив, ученые полагают, что интерпретация биологических сигналов (то есть сны) имеет важные последствия, а именно формирование новых идей.
Адаптивная теория
Адаптивная теория сна построена на двух ключевых идеях: угрозы и недостаточности сна. По мнению психологов, сон в определенной степени защищает животных от существующих угроз и опасностей. Не случайно, животные выбирают для сна тихие, укромные места, таким образом, такая поведенческая стратегия, закрепленная естественным отбором, и является тем, что мы называем сном. Часть этой теории, изучающая непосредственно сон, рассматривает состояния, которые являются следствие недостатка быстрого сна. Ученые выяснили, что, если человек в течение ночи не входит в стадию быстрого сна, на следующую ночь эти стадия продолжается дольше обычного. Это явление называется рецидив быстрого сна. Подобная биологическая реакция указывает на то, что быстрый сон является необходимым условием нормальной работы организма человека и животных. Способность спать и видеть сны запрограммирована в нас естественным отбором как механизм адаптации к окружающей среде и ухода от опасности.
Теория стимуляции угроз
Теория стимуляции угроз предполагает, что сны помогают человеку подготовиться к угрозе или опасности. Финские ученые из университета города Турку выяснили, что симуляция опасности во время сна позволяет человеку прорепетировать необходимый когнитивный механизм для адекватного восприятия угрозы и ее избегания, при этом данные механизмы напрямую связаны с повышением репродуктивных возможностей.
Ученые изучали сновидения детей, которые живут в неспокойной обстановке и детей, которые проживают в спокойном окружении, где их жизни и здоровью ничего не угрожает. Оказалось, что дети, проживающие в нестабильной, сопряженной с угрозами обстановке, склонны к кошмарным сновидениям и обладают сильно развитой системой стимуляции угроз, в то время как у детей из благополучных семей эта система достаточно слаба и сны у них более спокойные и светлые. Дети с психологическими травмами видели сны, наполненные насилием и опасностями, а сны маленьких испытуемых со здоровой психикой были более приятными, при этом эти дети видели сны реже, чем их менее стабильные сверстники.