Критика теории «индиго»
Критики указывают на то, что характеристики, приписываемые детям индиго, не являются уникальными, и их можно наблюдать у большинства детей.
Приверженцы теории «индиго» верят, что этот новый тип детей появился для определенной цели, в основном предполагается, что они каким-то образом сделают мир лучше. Чаще всего говорят, что эти перемены к лучшему включают мир в мире, борьбу с коррупцией и переход от аллопатической медицины к более естественным методам лечения. Сторонники теории говорят, что дети индиго каким-то образом связаны ч чем-то, что называют «Вселенской истиной», и не терпят и не понимают поведения и систем, не находящихся с ней в гармонии.
Способности, которые приписывают детям индиго
- Высокий интеллект
- Часто – большие творческие способности
- Ранняя способность ходить, говорить, читать, и так далее.
- Высокая интуиция
- Телепатические способности
- Способность чувствовать энергию людей и других живых существ
- Телекинез
- Обладание научными, историческими, антропологическими и духовными знаниями без сознательного их изучения
- Знание о прошлой жизни
- Крайняя чуткость ко всем живым творениям, не только к людям, но к животным и растениям
- Способность общаться с невидимым миром
- Способности к врачеванию
- Способности к необычным видам искусства, языкам и письму
- Ощущение высшего предназначения
Критические замечания
Некоторые критики считают, что скорее можно приписать характеристики, приписываемые детям индиго, социальным тенденциям, чем формированию новой расы или формы сознания. Одна из таких тенденций заключается в том, что дети все больше смотрят телевизионные фильмы и программы мистической направленности. Вкупе с тем, что дети сочетают полученную информацию со своим собственным миром фантазий, такие проявления можно непреднамеренно интерпретировать как признаки сверхъестественного знания, зрелости или «высшего сознания».
Некоторые скептики выражают опасения, что дети индиго на самом деле могут быть детьми, которые имеют проблемы с обучением. Они могут страдать аутизмом, синдромом Аспергера, невербальными или даже поведенческими проблемами в обучении. Называя таких детей детьми индиго, можно лишить их необходимой помощи.
Научные исследования
Скептики отмечают, что движению «индиго» не хватает научного обоснования, которые поддерживают их заявления. По этой причине оно считается псевдонаучным. Хотя некоторые авторы литературы направления «индиго» имеют научные степени в области психологии, термин «ребенок индиго» не является признанным в психологии.
Хотя в литературе «индиго» часто говорится об университетских исследованиях и заинтересованных ученых, но авторы не приводят конкретных цитат. Можно сказать, что многие характеристики детей индиго можно более прозаически объяснить простым невежеством и эгоизмом.
Критики этой теории также выражают обеспокоенность, что, если детям внушать то, что они – индиго, они могут развить социопатическое поведение, в частности, чувство превосходства над другими, отчужденность, а также приписывать себе странные паранормальные способности.
Образование
Педагогика, в основном, не принимает гипотезу о детях индиго. Некоторые представители альтернативной педагогики приняли теорию «индиго», и связали свою миссию с потребностями детей индиго. К философиям, которые перекликаются с этим направлением, можно отнести экспериментальное образование, теорию множественного интеллекта, метод проектов, домашнее образование, и обучение, ориентированное на ученика.
Коммерциализация
Продажи книг, видео, индивидуальные консультации, пожертвования – все это имеет значительную коммерческую ценность. Родителям детей индиго предлагают покупать специальную литературу, видеопособия, а также различные средства, которые, как заявляют продавцы, могут помочь таким детям и их родителям.