Уже давно хорошо известны, что древние мумии вовсе не являются артефактом исключительно древнеегипетской цивилизации: мумифицированные останки возрастом в тысячи лет находят по всей планете, от Южной Америки до Сибири. При этом мумии попадаются как специально созданные путём извлечения внутренностей и искусственной мумификации , так и образовавшиеся естественным путём, при попадании тела в условия среды, защищающей ткани от разложения. Именно ко второй категории относится самая знаменитая из найденных на территории Европы мумий - Альпийская мумия.
В Тирольских Альпах умер очень необычный человек
В сентябре 1991 года в Тирольских Альпах, на высоте 3200 метров и фактически на самой границе между Италией и Австрией (как впоследствии выяснили, в 100 метрах от границы на итальянской территории) двумя немецкими туристами была обнаружена мумия, за которой в СМИ закрепилось имя Эци (другие варианты - Этци, Отци). Альпийская мумия была тщательно исследована учёными, которые восстановили многие подробности жизни этого человека - благодаря пребыванию тела во льду хорошо сохранились не только ткани тела, но также и одежда и снаряжение человека.
Исследования показали, что возраст мумии составляет примерно 5300 лет. На момент смерти это был человек в возрасте от 45 до 50 лет, то есть для того времени очень старый. В числе снаряжения Эци были обнаружены заготовка для лука, колчан со стрелами, большинство из которых также были лишь заготовками, каменный нож с деревянной ручкой и медный топор, так же с деревянной рукоятью. Наличие медного оружия указывает на высокий статус Эци при жизни - вероятно, он был либо вождём племени, либо командиром отряда воинов, либо жрецом. Тело его было покрыто татуировками, которые наносились с помощью небольших надрезов и засыпания в них древесного угля. До сих пор нет единого мнения, были ли эти татуировки свидетельством его жреческого сана, следами обряда инициации или это были медицинские заклинания на тех участках тела, которые болели у этого человека.
Также было установлено, что Эци родился и прожил жизнь в горных долинах Северной Италии и при этом много времени проводил в пеших переходах по гористой местности (что возвращает к версии о жреце). При жизни его рост составлял 165 сантиметров, а вес на момент смерти был около 50 килограммов. Одной из загадок Альпийской мумии является то, что возраст артефактов, найденных при нём (заготовки каменных орудий, кремнёвый нож, медный топор), позволил бы отнести эти находки и к палеолиту, и к мезолиту, и к неолиту, и к медному веку. Одновременное нахождение этих предметов у одного человека до сих пор неразгаданно учёными.
Смерть или убийство?
Другой до сих пор не получившей однозначного разрешения загадкой Эци является его смерть. Первой версией была смерть от холода: древний человек путешествовал по горам, был застигнут снежной бурей, нашёл укрытие и там был занесён снегом и покрылся льдом. Но как только мумию стали исследовать внимательнее, обнаружилось, что на ней достаточно ран, полученных непосредственно перед смертью. Кроме того, Эци держал в руках нож, словно бы находясь в состоянии схватки. Были обнаружены глубокая рана на правой руке, наконечник стрелы в плече, сломанный нос и рёбра. Правда, относительно рёбер есть мнение, что они были сломаны уже после смерти Эци, вполне возможно, при извлечении мумии изо льда.
Тем не менее, сформировалась вторая, самая распространённая версия: Эци погиб в результате двухдневного вооружённого столкновения, видимо, между двумя враждебными общинами или племенами. Обнаружены следы крови четырёх человек - самого Эци, человека, которого он нёс на спине (видимо, его раненый соплеменник) и ещё двух людей, скорее всего, врагов Эци. Правда, в таком случае непонятно, почему человек забрался на высоту 3200 метров и, если был бой, где тела других погибших? Эти нестыковки породили третью версию: да, «ледяной человек» действительно погиб в бою, но этот бой шёл в совершенно другом месте. В горах же он оказался, когда соплеменники принесли его сюда и торжественно похоронили, а многочисленные предметы рядом с ним это погребальный инвентарь, то, что, согласно первобытным верованиям, пригодится человеку в загробном мире.
В 2011 году была выдвинута четвёртая версия обстоятельств смерти Эци: по некоторым данным, он принимал пищу в промежутке от 20 минут до 2 часов до своей смерти. С картиной боя это не сочетается, так что, возможно, Эци был убит из засады, на привале в горах, когда он полагал, что находится в безопасности.
Семь человек из сотни умерли - вот вам и «проклятие»
Но в последнее время Альпийскую мумию в СМИ чаще вспоминают не в связи с действительно имеющимися научными и даже криминологическими загадками, а в связи с мистической сенсационной темой о «проклятии ледяного человека». Суть легенды в следующем: в течение нескольких лет после обнаружения Альпийское мумии при различных обстоятельствах умерли или погибли семь человек, имевшие к нахождению и исследованию Эци прямое отношение. Так, например, один из нашедших мумию туристов погиб при сходе горной лавины; судмедэксперт, проводивший первичное исследование «ледяного человека», погиб в автокатастрофе ; журналист, наиболее активно освещавший историю об Эци в прессе, скончался от опухоли головного мозга; скоропостижно скончался также и один из учёных, исследовавших Эци, обстоятельства его жизни и смерти.
Сторонники различных мистических учений сразу заговорили о том, что все эти смерти взаимосвязаны. Была создана легенда о «проклятии», утверждавшая, что при жизни Эци был могущественным колдуном и с ним связано множество различных заклинаний, которые после его смерти и обнаружения обернулись против связанных с мумией людей. Кроме того, выдвигались и предположения о каких-то смертельных вирусах, содержащихся в мумии и «освобождённых» из ледяного плена. Но нужно признать, что у подобных легенд и гипотез предостаточно слабых мест. Прежде всего, это значительный масштаб исследований по Эци, в которые вовлечены сотни, если не тысячи человек. В таком случае семь смертей, пусть и при трагических обстоятельствах, за двадцать лет и в группе в сотни человек тянет не на проклятие, а максимум на статистическую вероятность. Кроме того, обстоятельства смертей фигурантов этой легенды слишком разнообразны, чтобы иметь некую единую причину, будь то какой-то вирус или гнев древних горных духов.
Александр Бабицкий