Наивно предполагать, что по мере технического и технологического развития цивилизации опасности, угрожающие человеку, исчезнут. Да, благодаря достижениям в науке и технике большинству людей на Земле не грозит смерть от голода и воздействия сурового климата, многие болезни и травмы, прежде смертельные, ныне успешно лечатся. Однако появилось множество других опасностей, в том числе и обусловленных теми техническими благами цивилизации, которые призваны сделать жизнь человека легче и комфортнее. И автокатастрофы среди этих новых опасностей занимают одно из первых мест.
То, что может случиться в любой момент
Слово «автокатастрофа», активно употребляемое в современном языке, на самом деле является понятием весьма относительным. Есть слово «катастрофа», которое обычно используют для обозначения некоего масштабного чрезвычайного происшествия, результатом которого стали многочисленные разрушения и жертвы. Происшествие это может носить как естественный, то есть природный, так и искусственный, техногенный характер и происхождение. И есть понятие «автомобильная авария» или «дорожно-транспортное происшествие», которое включает в себя любые непредвиденные ситуации с участниками дорожного движения, приведшие к повреждениям транспортных средств и травмам или смерти людей.
Фактически «автокатастрофа» это синоним любой серьёзной аварии или ДТП, следствием которых стала гибель или серьёзные травмы человека (нескольких человек) либо серьёзные повреждения автомобилей (которые обычно после этого не подлежат восстановлению). Таким образом, главным признаком автокатастрофы является серьёзный ущерб для здоровья человека. В этой связи под определение «автокатастрофа», которое является в большей степени эмоциональной оценкой произошедшего события, подпадает любое дорожно-транспортное происшествие с соответствующими последствиями. Данные последствия могут наступить в результате практически любого из видов ДТП:
- столкновение двух и более транспортных средств;
- наезд на неподвижное транспортное средство,
- наезд на пешехода;
- наезд на велосипедиста;
- наезд на препятствие;
- опрокидывание и другие.
Споры о первой автокатастрофе
История автомобильного дорожного движения единодушна в трактовке вопроса, какое из дорожно-транспортных происшествий с участием автомобиля можно считать официально первым. Наверняка инциденты возникали и до 30 мая 1896 года, однако именно в этот день авария была зарегистрирован - в Нью-Йорке автомобилист Генри Уэллс врезался в ехавшего на велосипеде Эвелина Томаса, который сломал ногу. Но вот по вопросу о первой автокатастрофе, то есть о дорожно-транспортном происшествии, повлекшем смерть человека, существуют как минимум две заслуживающие внимания версии.
Официально считается, что первая автокатастрофа случилась в Лондоне 17 августа 1896 года. В этот день 44-летняя Бриджит Дрисколл переходила проезжую часть одной из лондонских лиц, не обратив внимания на предупреждающие знаки о движении «самодвижущихся экипажей». В это время по дороге со скоростью около 12 километров в час на автомобиле ехал некий Артур Эдселл. Эдселл находился в компании юной леди, на которую он хотел произвести впечатление характеристиками нового автомобиля, поэтому превысил разрешённую в те времена скорость, 6 километров в час, вдвое. Бриджит Дрисколл заметила приближающийся автомобиль в последний момент и пыталась защититься от него зонтом, но безуспешно - произошла трагедия. На последовавшем судебном разбирательстве было вынесено решение, что Дрисколл стала жертвой собственной неосторожности, Эдселл никакой ответственности не понёс.
Однако есть альтернативный кандидат на «почётное» звание участника первой автокатастрофы в истории. Есть сторонники версии, что первое ДТП с летальным исходом произошло тремя годами позднее лондонской трагедии, 13 сентября 1899 года в Нью-Йорке. В этот день торговец недвижимостью Генри Блисс ехал на трамвае со своей спутницей, и, выйдя в нужном месте, повернулся, чтобы помочь сойти даме. В этот момент он и попал под колёса такси, двигавшегося на электромоторе. Блисс был доставлен в больницу, но от полученных травм скончался. Управлявший автомобилем Артур Смит предстал перед судом по обвинению в убийстве, но был оправдан.