Обычно человек использует ресурсы животного мира, не воспринимая представителей царства зверей как равных. Но потеря любимых питомцев многих заставляет задуматься о том, есть ли у четверолапых нечто большее, чем тело, психо-эмоциональная составляющая и рефлексы. Куда уходит душа животных после смерти? В разных религиях встречаются различные взгляды на этот вопрос.
Душа животных после смерти в Индии
В индуизме всё «живое», что есть на земле – люди, животные, и даже растения или вода – для души могут стать домом. С точки зрения индусов, тело – только временная, а душа – вечная субстанция, которая не случайно оказывается в данный момент в данном физическом воплощении.
Конечно, на цепь перерождений непосредственно влияет карма (сумма деяний в предыдущей жизни) – и в этом плане считается, что лучше оказаться в теле человека, а тело животного дается душе за какие-то прегрешения в прошлой жизни . Но учитываются и желания самой частички атмана получать некие земные удовольствия в каком-то конкретном обличии (кошки, слона, коровы).
Не случайно в Индии настолько распространено вегетарианство; мясо одних животных считается священным и не употребляется в пищу, плоть других идет в ход только в некоторых местностях, в ритуальных целях и по большим праздникам. В джайнизме, еще одной религии индусов, принцип непричинения вреда всему живому – в принципе, база мировоззрения последователей. Душой, по их мнению, обладают все существа – даже небольшие насекомые. Из-за этого джайны отказываются заниматься сельским хозяйством (чтобы случайно не убить «живое» при пахотных работах). Каждая душа в джайнизме священна и от рождения обладает знанием. Этим восприятие животных в дхармических религиях сильно отличается от отношения к ним в христианстве и исламе.
Души животных в христианстве, иудаизме и исламе
Несмотря на то, что в Библии прямо указано на то, что дикие и домашние, земные и водные животные обладают душой, в ней же говорится о том, что все они «взяты из праха, в прах и обратятся». Христианство акцентирует внимание на отличии души как психо-эмоциональной составляющей живых существ от духа как вечной души разумных людей. Люди обладают речевыми способностями и знаниями, они «подобны богу». И человек как венец творения в христианстве имеет право на пользование животным миром. Единственное, на что налагается запрет – употребление в пищу крови земного скота. В ней, по словам творца, находится душа зверей (Бытие 9:1).
Тем не менее, вегетарианское питание – сегодня зачастую общая рекомендация и в христианстве, в том числе православном. Если человек может выдержать отказ от мяса, считается, что лучше не есть его не только в периоды поста, но и во все остальное время. Но священнослужители напоминают прихожанам, которые в последнее время все чаще задаются вопросом об этичности употребления в пищу мяса, о том, что сами апостолы были рыбаками и ели рыбу, а в Библии есть еще и очень важные эпизоды с жертвоприношением домашнего скота (например, в Ветхом завете).
Тем же, кто беспокоится о судьбе своих питомцев после смерти, духовники говорят что иногда, действительно, души некоторых животных «преображаются» от длительного общения с человеком. Домашние любимцы начинают проявлять признаки сознания и воли. Хозяевам может показаться, что и у них есть разум.
Но нельзя наверняка сказать, будут ли животные в раю (или в аду). Не только потому, что изначально считается, что животные не обладают вечной душой, но и потому, что до конца неизвестно, каким в точности является устройство загробного мира.
Распространено представление о том, что у иудеев души животных также приравниваются к человеческой душе. Однако, это в корне не так. В иудаизме есть несколько уровней душ: высшие воплощены в людях, низшие – в животных. В Торе также содержатся указания на то, что душа животных связана с кровью, и потому кровь запрещается употреблять в пищу. И так же, как в христианстве, в иудаизме принято считать, что та душа, которая есть в животных – не вечная душа человека, а временная. Её дает и забирает творец, и продолжения у неё нет. В исламе – схожие представления: душа у животных есть, но она не бессмертна и не продолжает существование в загробном мире.
Ксения Жарчинская