Материалисты объясняют представления о загробном мире, интерес к этой теме и связанные с ним страхи и надежды тем, что человеку трудно принять конечность существования. Богословы акцентируют внимание на особенностях самой веры, которая не нуждается в «научных доказательствах». Куда уходит душа после смерти - по мнению разных религий? На протяжении своей истории человечество давало различные ответы на этот вопрос.
Древнейшие верования: еврейская тора и египетская «Книга мертвых»
Если в Библии тема жизни после смерти была одной из главных, то в Пятикнижии решались скорее насущные проблемы еврейского народа, чем вопросы внеземного существования. Но о «потустороннем мире», куда уходила душа после смерти, в иудаизме знали. На это указывает и пребывание первых людей в раю, и тема Страшного суда, и более поздние книги пророков. Так, в знаменитом Кохэлете, который в христианском каноне известен как Книга Экклезиаста, говорится, что после смерти «…отходит человек в вечный дом свой», его прах возвращается в землю, а дух – «к Богу, Который дал его» (Эккл. 11:5 – 7). Но главное, на чем акцентировал внимание автор – земная жизнь, которую ценят потому, что она коротка, а конец неизбежен.
В Египте же тема загробного существования без преувеличения занимала центральное место в культуре.
К смерти готовили едва ли не с момента рождения. По крайней мере, именно так строились знаменитые египетские пирамиды и гробницы. Жизнь земная считалась всего лишь коротким моментом «ночи», а истинное вечное существование души начиналось после смерти. Самый известный сборник египетских религиозных гимнов, «Книга мертвых», дословно переводится как «Главы о выходе к свету дня».
Более полутора сотен гимнов этой книги провожали умерших в последний путь, чтобы помочь молитвой и ценными указаниями, которые могли бы пригодиться в потустороннем мире. Путь в рай был доступен только тем, чьи души прошли через беспристрастный суд Осириса (царя загробного мира). Для этого сердце человека взвешивали боги Тот и Анубис. Не обремененная грехами душа была в буквальном смысле «как перышко». На весах она не должна была перевесить перо Маат, богини правды. Такая душа попадала в рай. Души же грешников, которые весили больше, отправлялись в пасть чудовища с телом льва и головой крокодила.
Жизнь после смерти в буддизме, индуизме и джайнизме
В большинстве индийских религий распространено представление о том, что после смерти душа человека перерождается в новое тело. Переселение душ, также известное как реинкарнация или метемпсихоз, происходит по воле высшего миропорядка и не зависит полностью от человека. Но в его силах – повлиять на этот порядок и праведным путем улучшить условия существования» души в следующей жизни. Эти представления исходят из тотемизма, и в несколько видоизмененном виде свойственны многим другим традиционным религиям – например, воззрениям американских индейцев или африканских племен.
Главная цель в буддизме – освободиться от цепи страданий и иллюзии перерождений и уйти в метафизическое небытие – нирвану.
В отличие от индуизма или джайнизма, как такового переселения душ буддизм не признает. В нем говорится лишь о путешествии различных состояний сознания человека по нескольким мирам сансары. И смерть в этом смысле – всего лишь переход из одного места в другое, на исход которого влияют деяния (карма). В джайнизме, где главным считается ненанесение вреда всему живому, максимальное количество хорошей кармы даже может сделать человека в следующей жизни девом (божеством).
В Ригведе также, как и в буддистских писаниях, говорится о том, как человек, «Родившийся множество раз, пришёл к страданиям», но в некоторых переводах эту же фразу трактуют как «Имеющий большое потомство, пришёл к страданиям». Тем не менее, в индуизме (в котором достаточно много живых традиций) абсолютно точно были и есть представления о реинкарнации. В одном из собраний священных гимнов описывается, как душа попадает в утроб матери только после того, как долго пропутешествует по миру. Вечная душа перерождается снова и снова – не только в телах животных и людей, но и в растениях, воде и всем, что сотворено. Причем, её выбор физического тела обусловлен желаниями души.
Жизнь после смерти в христианстве и исламе
В двух самых многочисленных мировых религиях взгляды на жизнь после смерти во многом похожи. Еще в христианстве полностью отвергли представление о реинкарнации (о чем вышло специальное постановление на Втором Константинопольском соборе). Главная вечная жизнь начинается после смерти. Душа переходит в другой мир на третий день после погребения, где затем готовится к Страшному суду. От божьей кары не может уйти ни один грешник. После смерти он попадает в ад. Но в Средние века в католической церкви появилось положение о чистилище (временном месте пребывания грешников, пройдя через которое душа может очиститься и потом отправиться на небеса).
В исламе земная жизнь – также лишь подготовка к вечному пути, а после начинается главная его часть – Ахирет – или жизнь загробная.
С самого момента смерти на ахирет значительно влияют прижизненные деяния человека. Если человек при жизни был грешником, его смерть будет тяжелой, праведник – умрет безболезненно. В мусульманстве также существует представление о посмертном суде. Два ангела – Мункар и Накир – допрашивают и наказывают мёртвых в могилах. После этого душа начинает готовиться к последнему и главному Справедливому суду – суду Аллаха, который случится только после конца света.
Жизнь после смерти в современной эзотерике и философии
Сегодня стали популярны и исследования околосмертных переживаний . Изучая опыт людей, которые пережили пограничные состояния между жизнью и смертью, парапсихологи пытаются найти доказательства существования души и загробной жизни. Так, например, Раймонд Моуди чтобы понять, что происходит с человеком, когда он умирает, беседовал с пациентами, пережившими клиническую смерть. Другой американский психотерапевт, Майкл Ньютон, в гипнотических сеансах помогал людям «вспомнить» события из существования их души в прошлых жизнях.
В современной философии также уделяется внимание проблеме смерти. Например, видный представитель мереологического нигилизма Ван Инванген настаивает на нерелевантности самого понятия единого живого организма. Целые объекты, по его мнению, не существуют. Человеческое тело – всего лишь огромная совокупность элементарных частиц, которые живут своей жизнью в каждый конкретный момент существования. И тело воскрешенное (как в христианстве) не может обладать той же душой, которой оно обладало до смерти.
Ксения Жарчинская