Проблематика загробного мира у арабов занимает одно из центральных мест. Мусульманская эсхатология близка христианской. Жизнь после смерти в исламе – также только начало вечного существования души. Но описания рая и ада, самого пути к Страшному суду, их детализация, здесь гораздо богаче и вызывают неподдельный интерес даже у того, кто не особо искушен в вопросах религиоведения.
Конец или начало?
По мусульманским представлениям, смерть – это только начало нового пути. Вслед за земной жизнью (дуньей) начинается гораздо более важный этап – Ахират (будущая жизнь). В нем человек несет ответственность за все совершенные на земле поступки.
Он проходит через все этапы Справедливого суда, творимого Аллахом и его помощниками, и затем продолжает вечное существование в соответствии с тем, что заслужил, точнее с тем, чего заслуживает его душа.
Как и в христианстве, в исламе существует рай и ад. Но особенность его заключается в том, что Страшный суд начинается только после конца света – пока еще никто не проходил через это испытание. В Коране есть описания рая. Однако, в одном из хадисов сказано, что их нельзя считать исчерпывающими. По признанию авторов, господь уготовил для праведных людей такую участь, которую они не видели и не слышали, а сознание «себе такого и представить не сможет».
Пить, не пьянея, в окружении девственниц и другие «райские наслаждения»
Первое, что обещают в описании рая в Коране: у каждого будет своя вторая половина. Для праведной женщины в раю найдется супруг, а для супруга – женщина. Некоторые встретятся впервые, некоторые – сохранят свой брак на небесах. В загробном мире мужья и жены утрачивают мелкие бытовые или внешние несовершенства, которые были присущи им при жизни на земле, и становятся «идеальными». При этом сохраняется обет многобрачия для мужчин. Они живут здесь с несколькими женами и гуриями – черноокими, полногрудыми девственницами, с которыми прежде не имели дело «ни человек, ни джин».
Мусульманский рай в чем-то похож на библейский Эдем. Географически он выглядит как множество садов с реками, окруженных прекрасными дворцами. Здесь также текут четыре реки (одна из воды, другие – из молока, меда и вина). Отведавший вина в раю не пьянеет. Вместо привычного земного обмена веществ здесь все выходит с поверхности кожи, слегка отдавая приятным мускусным запахом. Архитектурное убранство рая – серебряные и золотые кирпичи на месте обычного цемента и жемчужные и яхонтовые камни вместо привычной гальки. Праведники возлежат на коврах в гигантских шатрах в окружении зеленых шелковых подушек и блюд с яствами. В садах встречаются и золотые деревья.
Мусульманская традиция называет рай многоступенчатым миром. Согласно, одному из хадисов – в раю около ста ступеней, пройти расстояние между которыми можно за сто лет.
Еще одно предание гласит о семи небесах. Через них Мухаммед возносился к трону Аллаха. Небеса Адама, Иисуса, Юсуфа, Авраама, Аарона, Моисея, Идриса разделяет около пятисот лет пути. За последним небом, небом Авраама, находится Лотос крайнего предела или Сидрат Аль-Мунтаха. Здесь заканчиваются познания творений. По преданию, у этого растения – столько листьев, сколько людей на земле. Пока лист с именем человека держится на лотосе, душа «держится в теле». Но в определенное число Шаабана дерево сотрясается, и волей Аллаха определяется, кому предстоит умереть в текущий год.
Участь грешников
Если веровавшие в Аллаха праведники, которые соблюдали все столпы ислама, после смерти спасутся и отправятся в лучший мир, то грешникам в исламе, как и в христианстве, придется гореть в аду. В мусульманский ад, Джаханнам, попадают навечно. В нем невозможно заслужить искупление. Из него нельзя выбраться. Обитатели ада связаны цепями и облиты смолой, а стоны их в огне беспрерывны. Как только в огне сгорает старая кожа, ее заменяют на новую. Пить страждущим дают только кипяток.
Джаханнам в чем-то, как и Джаннат (рай), похож на европейский ад. В одном из описаний встречается семь ворот и «многоярусный» мир с концентрическими кругами, в другом – движущееся чудовище, которое также олицетворяло ад в некоторых средневековых христианских богословских трактатах. Разделяет два этих мира – мост шириной в лезвие меча, который натянут над геенной, и по которому пойдут все люди в день Страшного суда. Преодолеть это препятствие безбоязненно смогут только праведники.
Что происходит с душой в исламе сразу после смерти?
Справедливый суд начинается только после конца света. Извещает о нем архангел Исрафил, который дует в трубу Суур после первой страшной бури и землетрясения. Это означает, что приходит время всем «воскресшим» душам умерших явиться на суд Аллаха. В руках у каждого книга деяний, в которую записаны все его прижизненные поступки.
Что характерно, в исламе конец света приходит не только на землю. Разрушается весь миропорядок вселенной.
Место, в котором душа находится от дня смерти на земле до воскресения перед Справедливым судом, называется Барзах. Два черноглазых ангела – Мункар и Накир – забирают туда умерших прямо с кладбища. Чтобы время ожидания суда было приятным, независимо от того, грешник человек или праведник, он должен наизусть знать всего одну фразу: «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед – пророком его». В Барзахе мучают только неверных, те же, кто заявил о своей приверженности исламу, мирно пребывают в ожидании Справедливого суда.
В Судный День добрые и злые поступки людей взвешивают на весах – Мизане. Обмануть судей или утаить что-то, даже «весом горчичного зерна», нельзя. Ни один недобрый поступок человека не остается незамеченным. На суде его спрашивают о том, где и как он проводил свою жизнь, как использовал свое тело и знания, как зарабатывал и на что тратил деньги. Аллах наказывает должников, нераскаявшихся, тех, кто несправедливо что-то у кого-то отнял или обидел. При этом люди не видят его лик. Лишь некоторым избранным из вошедших в рай удастся лицезреть облик бога.
Ксения Жарчинская