Жизнь после смерти в исламе – девственницы или кипяток?

жизнь после смерти исламПроблематика загробного мира у арабов занимает одно из центральных мест. Мусульманская эсхатология близка христианской. Жизнь после смерти в исламе – также только начало вечного существования души. Но описания рая и ада, самого пути к Страшному суду, их детализация, здесь гораздо богаче и вызывают неподдельный интерес даже у того, кто не особо искушен в вопросах религиоведения.

 

alt

Конец или начало?

По мусульманским представлениям, смерть – это только начало нового пути. Вслед за земной жизнью (дуньей) начинается гораздо более важный этап – Ахират (будущая жизнь). В нем человек несет ответственность за все совершенные на земле поступки.

 

Он проходит через все этапы Справедливого суда, творимого Аллахом и его помощниками, и затем продолжает вечное существование в соответствии с тем, что заслужил, точнее с тем, чего заслуживает его душа.

 

Как и в христианстве, в исламе существует рай и ад. Но особенность его заключается в том, что Страшный суд начинается только после конца света – пока еще никто не проходил через это испытание. В Коране есть описания рая. Однако, в одном из хадисов сказано, что их нельзя считать исчерпывающими. По признанию авторов, господь уготовил для праведных людей такую участь, которую они не видели и не слышали, а сознание «себе такого и представить не сможет».

alt

Пить, не пьянея, в окружении девственниц и другие «райские наслаждения»

Первое, что обещают в описании рая в Коране: у каждого будет своя вторая половина. Для праведной женщины в раю найдется супруг, а для супруга – женщина. Некоторые встретятся впервые, некоторые – сохранят свой брак на небесах. В загробном мире мужья и жены утрачивают мелкие бытовые или внешние несовершенства, которые были присущи им при жизни на земле, и становятся «идеальными». При этом сохраняется обет многобрачия для мужчин. Они живут здесь с несколькими женами и гуриями – черноокими, полногрудыми девственницами, с которыми прежде не имели дело «ни человек, ни джин».

Мусульманский рай в чем-то похож на библейский Эдем. Географически он выглядит как множество садов с реками, окруженных прекрасными дворцами. Здесь также текут четыре реки (одна из воды, другие – из молока, меда и вина). Отведавший вина в раю не пьянеет. Вместо привычного земного обмена веществ здесь все выходит с поверхности кожи, слегка отдавая приятным мускусным запахом. Архитектурное убранство рая – серебряные и золотые кирпичи на месте обычного цемента и жемчужные и яхонтовые камни вместо привычной гальки. Праведники возлежат на коврах в гигантских шатрах в окружении зеленых шелковых подушек и блюд с яствами. В садах встречаются и золотые деревья.

 

Мусульманская традиция называет рай многоступенчатым миром. Согласно, одному из хадисов – в раю около ста ступеней, пройти расстояние между которыми можно за сто лет.

 

Еще одно предание гласит о семи небесах. Через них Мухаммед возносился к трону Аллаха. Небеса Адама, Иисуса, Юсуфа, Авраама, Аарона, Моисея, Идриса разделяет около пятисот лет пути. За последним небом, небом Авраама, находится Лотос крайнего предела или Сидрат Аль-Мунтаха. Здесь заканчиваются познания творений. По преданию, у этого растения – столько листьев, сколько людей на земле. Пока лист с именем человека держится на лотосе, душа «держится в теле». Но в определенное число Шаабана дерево сотрясается, и волей Аллаха определяется, кому предстоит умереть в текущий год.

alt

Участь грешников

Если веровавшие в Аллаха праведники, которые соблюдали все столпы ислама, после смерти спасутся и отправятся в лучший мир, то грешникам в исламе, как и в христианстве, придется гореть в аду. В мусульманский ад, Джаханнам, попадают навечно. В нем невозможно заслужить искупление. Из него нельзя выбраться. Обитатели ада связаны цепями и облиты смолой, а стоны их в огне беспрерывны. Как только в огне сгорает старая кожа, ее заменяют на новую. Пить страждущим дают только кипяток.

Джаханнам в чем-то, как и Джаннат (рай), похож на европейский ад. В одном из описаний встречается семь ворот и «многоярусный» мир с концентрическими кругами, в другом – движущееся чудовище, которое также олицетворяло ад в некоторых средневековых христианских богословских трактатах. Разделяет два этих мира – мост шириной в лезвие меча, который натянут над геенной, и по которому пойдут все люди в день Страшного суда. Преодолеть это препятствие безбоязненно смогут только праведники.

alt

Что происходит с душой в исламе сразу после смерти?

Справедливый суд начинается только после конца света. Извещает о нем архангел Исрафил, который дует в трубу Суур после первой страшной бури и землетрясения. Это означает, что приходит время всем «воскресшим» душам умерших явиться на суд Аллаха. В руках у каждого книга деяний, в которую записаны все его прижизненные поступки.

 

Что характерно, в исламе конец света приходит не только на землю. Разрушается весь миропорядок вселенной.

 

Место, в котором душа находится от дня смерти на земле до воскресения перед Справедливым судом, называется Барзах. Два черноглазых ангела – Мункар и Накир – забирают туда умерших прямо с кладбища. Чтобы время ожидания суда было приятным, независимо от того, грешник человек или праведник, он должен наизусть знать всего одну фразу: «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед – пророком его». В Барзахе мучают только неверных, те же, кто заявил о своей приверженности исламу, мирно пребывают в ожидании Справедливого суда.

В Судный День добрые и злые поступки людей взвешивают на весах – Мизане. Обмануть судей или утаить что-то, даже «весом горчичного зерна», нельзя. Ни один недобрый поступок человека не остается незамеченным. На суде его спрашивают о том, где и как он проводил свою жизнь, как использовал свое тело и знания, как зарабатывал и на что тратил деньги. Аллах наказывает должников, нераскаявшихся, тех, кто несправедливо что-то у кого-то отнял или обидел. При этом люди не видят его лик. Лишь некоторым избранным из вошедших в рай удастся лицезреть облик бога.

Ксения Жарчинская

Читать дальше Фото

 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи