Издревле человечество верило в бессмертие души и воспринимало конец жизненного пути только как начало чего-то нового. По-разному поминают усопшего на 40 дней после смерти традиции православия и ислама. В других верованиях также распространен обычай трапезы-поминовения умерших, который просто проводится в другую дату….
Почему на сороковой день: поминки в католичестве и православии
Первые поминки в православии проводятся на третий день после смерти. Считается, что после двух дней скитаний по миру земному, душа начинает путь на небо и проходит через целый ряд испытаний (мытарств), прежде, чем прийти на поклон к богу. С третьего же по сороковой день она оказывается в пограничном состоянии – уже не находясь на земле, но увидев ад и рай, душа все еще не знает своей участи. Только на сороковой день душе сообщают, где ей придется ждать Страшного Суда . Поэтому на 40 дней поминки – важный ритуал в православной традиции.
В католической церкви поминки проводят на третий, седьмой и тридцатый дни. И в западной, и в восточно-христианской культуре обряд, в основном, выстроен вокруг поминальной трапезы. За столом собираются люди, которые отдают дань уважения человеку, вспоминают о его добрых делах, молятся об упокоении души. В христианстве считается, что молитвы живых об умерших могут повлиять на посмертную участь и облегчить страдания в загробном мире. Если до сороковин усопшим желают «земли пухом», то после – «царствия небесного».
Традицию проводить на 40 дней поминки в Православии установила церковь. Известно, что именно в этот срок вознесся на Небо Иисус Христос.
В католичестве выбор даты не является строгим. Поминальный ужин проводится на усмотрение родственников. В качестве полезного для души усопшего посмертного ритуала обычно священники рекомендуют заказать мессу на тридцатый и сороковой день или просто поставить свечку и помолиться в храме, если нет материальной возможности. Зато День поминовения на 2 ноября во многих странах с католическим населением – официальный выходной. В этот день семьи католиков (независимо от того, сколько лет прошло с момента смерти их родственников) обязательно ходят на кладбище и ухаживают за могилами. Эта традиция соблюдается здесь не менее строго, чем в Православии.
Ритуал «сороковины» в православии
Смысл ритуала «сороковины», как и «третины» глубоко сакрален и своими корнями, как считают религиоведы, уходит гораздо дальше христианских верований – в первобытные тотемические и анималистические представления. Некоторые отголоски древних обычаев остались в поминальном обряде. Так, например, вымести дом после выноса тела на третий день обязательно должен кто-то из близкого круга семьи, кто не состоял в кровном родстве с умершим. Завешивание зеркал, в которых может появиться душа умершего, оставление «пустого стула», чашки и ложки – также следы языческих верований.
Сегодня поминки не обязательно проводят в доме усопшего – иногда это делают в кафе или ресторане. Но, в целом, православные продолжают соблюдать устоявшиеся исторически традиции поминовения. На сорок дней принято звать больше гостей, чем на девять. Круг приглашенных здесь уже не ограничивается только кругом близких знакомых умершего – приходят все, кто желает почтить его и проводить в последний путь.
Разговоры за столом ограничиваются только доброй памятью об усопшем. Не принято говорить на сторонние (особенно политические или бытовые) темы, вспоминать неприятные моменты из прошлого, связанные с умершим или его семьей.
Также в православии не принято переносить сорок дней на более раннюю дату.
Если возникает необходимость переноса, рекомендуют накрыть стол-милостыню в следующие сразу за сороковым днем выходные, а церковное поминовение провести в тот же день.
Сороковина в исламе
У мусульман поминки по покойнику проводятся на третий, седьмой и сороковой день после смерти. Причем, в исламе, более важна формальная сторона обряда, не связанная с трапезой. Так, например, мужчины и женщины поминают усопшего в разных помещениях. Иногда в поминках участвуют только мужчины. Содержание стола не так важно, как порядок блюд. Как правило, это обычный плов и чай со сладким. Причем, чай подается в начале, а плов в конце.
По шариату на поминках не говорят, а только читают молитву. На сороковину обычно просят сдерживать горе. Плакать об усопшем в исламе не принято, но если это происходит, то делается как можно более тихо.
Сама трапеза также проводится быстро – после неё все уходят на кладбище. В период с трех до сорока дней в доме умершего разрешается устраивать благотворительные обеды для бедных, стариков, сирот, раздавать им жертвенное мясо. Самим же близким в это время запрещаются обильные трапезы, не делаются особые угощения и для гостей. Только в каждый четверг до сорокового дня в память об умершем пьют сладкий чай со специальной поминальной халвой на муке и масле.
Проводы в последний путь в иудаизме
У иудеев, как у мусульман, по сравнению с православными, также не обильный стол на поминках. В первые семь дней траура после смерти близкого запрещены любые застолья. По возвращению с кладбища члены семьи и другие скорбящие съедают скромную трапезу «сочувствия» (например, яйцо или немного фасоли или чечевицы и кусок хлеба). На поминках не едят мясо, не пьют вино (кроме субботы), не переедают и другой пищи. Особенность в иудаизме заключается в том, что от обязанностей готовить поминальную трапезу освобождают семью усопшего.
Через год устраивают уже более торжественные «проводы». Центральное место в обряде занимает цитирование Торы. Кто-то из взрослых мужчин, близких к покойному (предпочтительнее сын, брат, отец) произносит слова Пятикнижия. На поминальную трапезу приглашают уже не только самых близких и родственников, но и друзей и знакомых умершего. На столе присутствуют праздничные блюда, а собравшиеся делятся друг с другом добрыми воспоминаниями об усопшем.