Вера в реинкарнацию, как и многие другие элементы религиозного сознания, в современном мире отчасти превратилась в своего рода вариант психологической защиты. Для многих реинкарнация это не более чем попытка сохранить оптимизм по поводу неизбежной смерти – по принципу, если существует реинкарнация, то и смерти бояться нечего. Однако реинкарнация является одной из древнейших составных частей духовной жизни человечества, сохранивших и даже приумноживших своё влияние в наши дни.
Корни в далёком прошлом
О концепции реинкарнации вспоминают, прежде всего, в связи с восточными, конкретнее – с индийскими религиозными и философскими учениями. Однако исследователи полагают, что вера в переселение душ является порождением одного из древнейших слоёв человеческого сознания, относящегося к первобытным временам. Десятки тысяч лет назад наши далёкие предки верили в то, что весь мир населён духами и душами и что они постоянно взаимодействуют, меняются местами, вступают в дружественные или враждебные отношения и тому подобное. Для сознания человека того времени было вполне естественно полагать, что после физической смерти его дух может переселиться, например, в дерево или в животное, а дух, находившийся там ранее, может полностью или частично возродиться в новом человеческом теле.
Идея реинкарнации своими корнями уходит непосредственно в эти древние верования, учёные называемые анимизмом. В современной своём виде концепция переселения душ в общем и целом гласит, что человек обладает бессмертной составляющей своего существа, называемой душой, которая после смерти телесной оболочки способна возрождаться к физической жизни в новом теле. Вариантов, как именно, по каким правилам и с какой целью осуществляется этот круговорот души в мироздании, предостаточно: души могут иметь ограниченное или бесконечное количество перерождений, души могут быть лишь у людей или ими обладают все живые существа, души различных существ обладают способностью возрождаться в оболочках иных существ или лишены такой возможности, и так далее. Главными являются два принципа: душа человека живёт и после его физической смерти и она может продолжить жизнь в новом телесном облике. Предпринимается множество попыток обоснования реальности реинкарнации посредством воспоминаний тех или иных людей о своих «прошлых жизнях»: известный североамериканский биохимик и психиатр Ян Стивенсон собрал более двух тысяч подобных свидетельств. Но в настоящее время нет ни одного случая, когда подобные воспоминания были бы признаны академической наукой как имеющие под собой реальные основания.
Восточные религии о реинкарнации
Наиболее развита идеи реинкарнации в восточных религиях и, в первую очередь, в многочисленных течениях индуизма. Согласно общей индуистской концепции душа человека переживает цепь перерождений с целью совершенствования и улучшения собственной кармы. Процесс улучшения кармы напрямую зависит от поведения человека – если он творит добро, очищает свои мысли и слова, стремится к проявлению любви и соблюдению религиозных и моральных принципов, значит, он улучшает свою карму. Наградой за это в следующем своём перерождении душа получает тело и судьбу человека более достойного, более благополучного и имеющего больше возможностей для праведной жизни. Тот же, кто творит зло, ухудшает свою карму и в следующем перерождении получит тело человека «пониже сортом», а то и вовсе переселится в животное.
Конечной целью цепи перерождений в индуизме является достижения такой степени совершенства, при которой душе уже не нужно будет проходить дополнительные испытания в земных жизнях. Различные ветви индуимза по-разному трактуют вопрос о том, является ли личность человека, проходящего через реинкарнацию, неизменной или это есть поток чистого сознания, не имеющий ничего личного. В тех религиозно-философских системах, куда идея реинкарнации перешла из индуизма, этот вопрос также решается по-разному. Например, в китайском даосизме перерождения души означают смену земных жизней в разных телах одной и той же души, постепенно накапливающей необходимый опыт. А вот в японском синтоизме переселение душ предполагает, что они полностью утрачивают память о прежних жизнях, но могут в новых телах обладать теми же талантами, что были у них в прежних жизнях.
Реинкарнация и мировые религии
Буддизм как мировая религия, имеющая наиболее тесные родственные связи с индуизмом, не мог оказаться полностью в стороне от идеи реинкарнации. Однако в чистом виде концепция переселения душ в буддизме не могла быть воспроизведена по той простой причине, что эта религиозно-философская система не признаёт существования души как осознанного бессмертного «Я», обладающего самосознанием и личностными качествами – памятью, привязанностями, опытом и так далее. Следовательно, если нет как таковой личной души, то и о её перерождении нельзя вести речь.
Впрочем, в этом вопросе в буддизме есть определённые различия. Южная школа буддизма (ранее известная как Хинаяна, а теперь именуемая Тхеравада) отвергает реинкарнацию полностью: нет отдельных душ, а есть чистое сознание, которое при рождении живого существа образует некую состоящую из отдельных элементов сущность, которые после телесной смерти распадаются и снова принимают форму чистого сознания. Северная школа буддизма (Махаяна) говорит о существовании души, но души как абстрактной сущности, которая не связана с конкретным телом. После смерти человека душа, находящаяся в том или ином состоянии из-за образа жизни своего предыдущего «владельца», занимает место в том или ином духовном мире, обретая новый вид (адское существо, привидение, животное, человек, полубог, бог), оптимальным для продолжения пути совершенствования души и, в конечном итоге. Прекращения цепи перерождений и обретения нирваны, считается жизнь в человеческом теле.
Что касается других крупнейших мировых религий, христианства и ислама, то канонически и догматически идея реинкарнации в них отвергается. Предпринимаются попытки истолковать содержащиеся в священных текстах этих религий обещания о воскресении душ в новых телах, однако большинство богословов указывают на то, что это событие будет единственным и поэтому не может считаться переселением душ.
Александр Бабицкий