Аум Синрикё: секты - явление опасное

Аум СинрикеВ наше время много споров ведётся вокруг самого понятия «тоталитарная секта», активно используемого на постсоветском пространстве, и вокруг особенностей применения этого термина. Действительно, далеко не всегда в случаях с новыми религиозными организациями можно точно выделить черты, которые бы позволили считать их тоталитарными, деструктивными и тому подобными. Однако если есть классический пример тоталитарной деструктивной секты, то это японская неорелигиозная организация «Аум Синрикё».

«Забава» для молодых интеллектуалов

Организация «Аум Синрикё», название которой можно перевести как «учение истины», была основана в 1987 году в Японии Сёко Асахарой (настоящее имя - Тидзуо Мацумото). Асахара на протяжении десяти лет занимался йогой и иными восточными духовными практиками, в 1984 году основал собственный центр занятия йогой. В 1986 году в ходе путешествия в Гималаи он, по его же словам, достиг окончательного духовного просветления, под воздействием которого и создал своё учение и порождённую им организацию «Аум Синрикё».

 

Примечательно, что само учение Асахары, равно как и структура и цели его организации, достаточно туманны и запутаны. Дело в том, что «Аум Синрикё» являлась тщательно законспирированной сектой, скрывавшей содержание своей деятельности от посторонних. В организации существовало около двадцати ступеней посвящения и более или менее точно знали смысл и цели деятельности лишь представители очень узкого круга приближённых Асахары. Для остальных же достаточно было представления о том, что с помощью неких древних духовных практики и благодетельной энергии самого Учителя можно добиться самосовершенствования как в духовном, так и в физическом плане. Это привлекало значительное число молодых людей, студенты престижных японских университетов. Именно за их счёт в основном и пополнялись ряды «Аум Синрикё», несмотря на то, что для посвящения в челны организации требовалось солидное денежное пожертвование.

Особенности японского мышления

Для западного человека знакомство с учением Сёко Асахары будет сопряжено с труднопреодолимыми трудностями. Дело в том, что доктрина «Аум Синрикё» представляет собой весьма сложную смесь идей и положений различных восточных культов, прежде всего буддизма, тибетской эзотерики, йоги и других индуистских практик и так далее. Кроме того, Асахара продвигал идею о том, что все мировые религии, включая христианство (в рамках которого он объявлял себя Христом, совершившим Второе пришествие), являются лишь частными случаями поиска истины. Главной же истиной в учении «Аум Синрикё» был принцип непостоянства, то есть изменчивости мироздании и жизни и прежде всего акцентированный на факте неизбежности смерти человека. Однако, если выбрать верное учение, найти своего духовного наставника (гуру) и следовать правильному пути духовного и физического самосовершенствования, можно добиться того, что после смерти сознание человека сможет переродиться в высшем мире. Разумеется, таким гуру, который знает как именно подготовить человека к такой «позитивной смерти» и перерождению, и представлялся Асахара.

Теракты «просто так»

Аум Синрике Сёко АсахараВ рамках этой идеологии жизнь конкретного человека для членов «Аум Синрикё» не представляла особой ценности. Как позже установило следствие, начиная с конца 1980-х годов, членами секты был совершён ряд убийств, жертвами преступлений становились как непокорные сектанты, стремившиеся выйти из организации, так и религиозные и общественные деятели, по каким-либо причинам вступившие в конфронтацию с «Аум Синрикё». Кроме того, в 1990-е годы, с привлечением всё большего числа молодых и радикально настроенных членов организации из числа студентов (по некоторым данным, к 1995 году секта насчитывала около 10 тысяч членов) всё популярнее становился мотив непостоянства самого мира и скорых апокалиптических событий. В этой связи организация стала накапливать химическое оружие, в частности, смертельный газ зарин.

Первое «испытание» химического оружия состоялось летом 1994 года в городе Мацумото, где в результате распыления зарина погибли семь человек и пострадали около двухсот. Тогда полиция не вышла на след «Аум Синрикё», хотя деятельностью динамично растущей и всё более радикальной организации спецслужбы заинтересовались. Но они так и не смогли предотвратить следующий теракт, знаменитую «зариновую атаку» в токийском метро 20 марта 1995 года. Схема теракта была такова: сформированы пять групп по два человека, из которых один должен был непосредственно распылять зарин в метро, а другой ждать его в автомобиле возле определённой станции, чтобы отвезти в безопасное место. Непосредственный исполнитель должен был проткнуть пакет с зарином, завёрнутый в газеты, в вагоне метро и сразу покинуть его на станции.

План сработал, все пять террористов распылили зарин. Число жертв «зариновой атаки» до сих пор точно неизвестно, называются цифры от 8 до 13 человек, при этом отравления газом получили свыше 5 тысяч человек. Полиция в течение двух месяцев арестовала несколько сотен членов «Аум Синрикё», в том числе Сёко Асахару. В ходе последовавшего судебного процесса Асахара и ещё тринадцать членов организации были приговорены к смертной казни, которая пока не приведена в исполнение. Несколько непосредственных организаторов теракта скрывались в течение многих лет, последний из них, Кацуи Такахаси, был арестован в Токио в июне 2012 года. Сама организация «Аум Синрикё» сохранилась, существуя с 2000 года под названием «Алеф», официально извинившись за прошлые преступления.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи