Очень мало существует литературных публицистических документов XX века, которые бы по степени своей известности, пускай даже и скандальной, и частоте упоминаний превосходят «Протоколы сионских мудрецов». Это «произведение» вызвало огромный ажиотаж в начале прошлого столетия сначала в России, а затем и на международном уровне. И несмотря на то, что поддельный характер «Протоколов сионских мудрецов» уже давно установлен и доказан, они всё равно продолжают вызывать интерес и даже до сих пор находят сторонников.
Как и полагается - мировой заговор…
«Протоколы сионских мудрецов» были опубликованы в сокращённом виде в 1903 году в санкт-петербургской газете «Знамя», хотя свидетельства о хождении «Протоколов» в петербургском обществе существовали уже весной 1902 года. Полный вариант «Протоколов» был выпущен в 1905 году общественно-религиозным деятелем Сергеем Нилусом, который признавал, что подлинников этих сенсационных документов у него нет, а его источник лишь сообщил, что бумаги были похищены из архива некой еврейской организации во Франции. С этого момента «Протоколы сионских мудрецов» многократно переиздавались и широко использовались в националистической и антисемитской пропаганде сперва в России, а начиная с 1920-х годов и в других странах. Так, в США издание полумиллионного тиража «Протоколов» спонсировал непосредственно Генри Форд, а в Германии после прихода к власти нацистов они стали одним из основных инструментов антисемитской информационной кампании.
Что касается непосредственно содержания «Протоколов», то это 24 протокола, якобы являющиеся стенограммами закрытых выступлений членов еврейских организаций, готовящих мировой заговор с целью установления собственного глобального господства. В десяти первых протоколах излагается программа разрушения государств, основанных на христианской религии и культуре. Для этого придуманы соответствующие деструктивные механизмы: пропаганда демократических свобод, насаждение культа денег, установление монополий наряду с провоцированием экономических войн , провокация гонки вооружений и непосредственных войн между государствами, пропаганда вседозволенности и отрицания нравственных постулатов. Оставшиеся четырнадцать протоколов описывают переход к всемирному самодержавию и новое государственное устройство, в котором евреи и еврейский царь будут править всеми остальными народами.
Объективная оценка: фальшивка
Как в начале XX века, так и в первые годы XX столетия «Протоколы сионских мудрецов» воспринимаются как подлинные документы, отражающие существование всемирного еврейского заговора, той частью общества, которая исповедует националистические и антисемитские идеи и ценности. Сторонники подобных идеологий по сей день пытаются доказать, что «Протоколы» являются историческими свидетельствами правоты теории сионистского заговора . При объективном научном рассмотрении происхождения и структуры «Протоколов сионских мудрецов» подавляющее большинство специалистов выносят вердикт о фальшивом характере этого «произведения».
Прежде всего, несостоятельны все свидетельства, приводимые о происхождении «Протоколов» сторонниками их подлинности. Ими приводятся самые разнообразные и диковинные версии того, как были получены «Протоколы»: по одной из них, эти бумаги были выкрадены из портфеля самого Теодора Герцля, лидера сионистского движения. По другой версии, некая русская светская дама, находясь в Париже, увидела эти бумаги дома у одного своего знакомого, еврея по национальности, и решила перевести. Как и множество других подобных версий, эти истории не имеют никаких документальных подтверждений или и вовсе заранее не могли подвергнуться никакой проверке. Помимо этого, большинство экспертов считают, что существуют заслуживающие доверия свидетельства того, что «Протоколы сионских мудрецов» были составлены русским журналистом Матвеем Головинским, работавшим в Париже, в 1901-1902 годах.
Наиболее явным свидетельством того, что «Протоколы» являются фальсификацией, можно считать установленный факт плагиата. Дело в том, что «Протоколы» представляют собой незначительно изменённый, в некоторых местах просто дословно повторенный, французский памфлет 1864 года пол названием «Диалог в аду между Монтескьё и Макиавелли», направленный против политики Наполеона III. Кроме того, в «Протоколах» имеются идеи, так или иначе присутствующие в большом числе изданных во второй половине позапрошлого столетия антисемитских брошюр и статей. Наконец, совсем маловероятным подлинность «Протоколов сионских мудрецов» делает полное отсутствие в нём собственно иудейского следа: нет ссылок на книги Библии и Талмуда, в эсхатологических прорицаниях не упоминается о пришествии Мессии.
Александр Бабицкий