В истории Третьего Рейха осталось множество загадок и «темных пятен». События Второй мировой подробно описаны едва ли не в каждом школьном учебнике, о них сняты тысячи фильмов и телепередач и написано множество книг. Но в этих повествованиях многие тайны Третьего Рейха остаются «за кадром». Правда ли, что нацисты увлекались мистикой, эзотерикой и астрологией? Существовало ли у Гитлера секретное оружие, и откуда берут свои истоки его идеи расовой сегрегации?
Оккультные корни нацизма берут начало в русской мистике?
В книге «Оккультные корни нацизма» исследователь Николас Гудрик-Кларк подробно описывает становление различных теософских и ариософских учений в конце XIX и начале XX веков. В ту эпоху интеллектуалы всей Европы были увлечены поисками индоарийской прародины на севере евразийского континента, а также мистической шамбалы в Тибете. Светлокожие арийцы из индийских эпосов отождествлялись с древними европейцами. Им приписывалось бесспорное культуртрегерство (то есть ведущая роль в распространении культуры среди других, более «темных», цивилизаций), и то и дело какой-нибудь из просветителей пытался примерить образ легендарных арийцев на один из современных европейских народов.
В основном, подобными идеями увлекались в высших кругах общества. Это были представители бизнес-элиты, интеллектуальных кругов, творческой интеллигенции. Иногда на базе их общения появлялись оккультные группы. Например, в Германии, в Мюнхене, существовала изучавшая скандинавские древности организация Туле. Ее членами были многие видные представители нацистской «верхушки». В обществе считалось, что немцы как прямые потомки ариев сохранили совершенное знание о мире, которое можно пробудить и передавать путем магических ритуалов.
Казалось бы, в основе новых идеологий лежали благие побуждения – интерес к древности, стремление к совершенствованию мира и природы человека. Но обратной стороной великосветской мистики стало развитие псевдонаучных обоснований физического и духовного превосходства одних народов над другими. Именно на этой базе взрастали все самые страшные идеи III Рейха. И особой популярностью среди будущих нацистских лидеров и их идейных вдохновителей пользовалась «Тайная доктрина» эмигрантки из России Елены Блаватской.
В её учении легендарные арии описывались как «сверхлюди», которые могли поддерживать мистический контакт с потусторонним миром. Ближе всего к первопредкам якобы находились древние германцы, жители северной Атлантиды или острова Туле. После катастрофы арийцы стали перебираться на юг – в легендарную Шамбалу в Гималаях и Агади на месте будущего Вавилона. Там они продолжали хранить древние совершенные знания о левитации , медитации и энергетическом потенциале, владение которым обеспечивало власть над миром и необычайное могущество…. Но стоит отметить, в момент распространения учения знаменитой оккультистки сама она уже давно не жила в Российской империи. Елена Петровна Блаватская на тот момент была гражданкой США, а её первое теософское общество появилось в 1875 году в Нью-Йорке.
Эхо «востока» в III Рейхе
В этой связи совсем не удивительно, что одной из «загадок» III Рейха стало увлечение его лидеров Тибетом. В научно-исследовательской организации Аненербе даже существовали специальные отделы по изучению природы и культуры гималайского нагорья, где, по предположениям нацистских мистиков находился один из очагов становления арийской цивилизации или дегендарная «Шамбала». При взятии Берлина войска союзников обнаружили тысячи трупов тибетских монахов . Считается, что из Аненербе в Тибет уходила не одна научная экспедиция, а сами нацисты планировали засадить часть Европы тибетской флорой. Но ни один отчет из «Шамбалы» так и не был опубликован. По некоторым мистическим домыслам, на востоке могли быть найдены секреты тайного оружия, однако нацистам не удалось его испытать.
Не нужно быть специалистом в области религий, чтобы понимать, что мистическое (эзотерическое, мифологическое) мышление уходит корнями в древность и средневековье (магию, алхимию, неоплатонизм, гностицизм, каббалу). Но не каждый знает, что истоки этих учений лежат в том числе и в христианстве, а именно – деятельности первых христианских сект в Восточном средиземноморье. Их духовные лидеры пытались внушить простым адептам мысль об обладании неким особенным знанием о мире, недоступным «простым смертным» и непосвященным. Зороастрийский, а позднее и манихейский дуализм, где материальный мир отождествлялся с тьмой, а духовный – со светом, также способствовали развитию эзотерики.
В XIX веке на смену эпохе рационализма приходит новый виток увлечения мистикой, восточной культурой, представление о сверхъестественной природе человеческой натуры. Популярны становятся идеи «души народа» и «духа нации». Европа учится у Востока, но в процессе этого обучения она постепенно стремится перейти из позиции «ученика» в роль «учителя». Именно поэтому столь популярны становятся идеи о северно-европейском происхождении восточно-азиатских на деле арийцев.
Тогда же, в XIX веке, лингвисты заметили очевидное сходство между европейскими и древнеиндийскими языками. Так как основной вклад в эту область внесли именно немецкие ученые, даже сама индоевропеистика как складывавшаяся новая область научных знаний называлась тогда индогерманистикой. И на первых порах больше всего «тождеств» ученые замечали именно между индийским и германским языком. Но со временем к индогерманистам присоединились коллеги-специалисты по языкознанию из других стран. Прямыми потомками арийцев объявляли славян, французов, англосаксов….
Сложно поверить, но за столетие своего развития эта наука так и не разгадала загадку праиндоевропейского языка. Ни один из подлинных древних документов, созданных на нём, не был найден. И потому до сих пор протоязык древних индоевропейцев существует лишь как искусственная интеллектуальная конструкция, построенная, правда, с привлечением объективных научных данных о логике и историческом развитии языка из области лингвистики. Но откуда пришли на Индостан древние арии и имели ли они отношение к протогерманцам, до сих пор не очевидно.