В России, как и в любой другой стране с богатой историей, существует немало военных наград. По таким уж принципам развивается человечество: если страна претендует на то, чтобы иметь богатую и длительную историю, ей приходится много воевать. С XVIII века ведущие европейские страны в массовом порядке стали вводить орденскую наградную систему для поощрения офицерского и командного состава за успешную службу. В истории российской армии было и остаётся много славных военных наград, но наиболее известной и престижной из них является орден Святого Георгия.
Орден, который никогда не снимали
Официальное название высшей российской военной награды – Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Георгиевский орден, посвящённый одному из самых почитаемых христианских святых (и при этом одному из немногих, кто был напрямую связан с воинским ремеслом), был учреждён в 1769 году. Таким образом, в скором времени он будет отмечать свой 250-летний юбилей.
Учредителем ордена выступила императрица Екатерина II, она же стала и первым кавалером этой награды. Так что обычай награждать самих себя государственными наградами среди высших правителей страны зародилась задолго до Леонида Ильича Брежнева , чья очевидная слабость к награждениям всяческими орденами и медалями стала анекдотичной. Впрочем, таков был общий порядок учреждения орденов в монархических странах – монарх должен был освятить своим авторитетом новую награду.
Первым же «обычным», то есть полноценным, кавалером ордена Святого Георгия стал в декабре того же 1769 года стал генерал Фёдор Иванович Фабрициан, отличившийся в ходе Первой русско-турецкой войны. Георгиевский орден сразу же стал особенно престижным среди офицеров и генералов благодаря тому, что получить его можно было только за боевые заслуги. Официально определялось, что орден не может быть вручён ни за выслугу лет, ни за знатность рода, ни на полученное ранение. Удостоиться его мог лишь тот офицер или генерал, кто показал на поле боя личную храбрость и мужество. Поэтому объяснимо небольшое число награждённых орденом Святого Георгия за почти 150 лет его истории в императорской России.
Всего количество награждённых Георгиевским орденом хотя бы одной степени (орден имел четыре степени) составило примерно 10 тысяч человек. Орден первой степени получили 23 человека – не считая двух монархов, наградивших себя высшей степенью высшей военной награды (помимо Екатерины II это сделал ещё Александр II, в честь столетия со дня учреждения награды).
Словосочетание «Георгиевский крест» стало одним из наиболее известных в российской военной истории и неразрывно ассоциируется с воинской доблестью и славой дореволюционной России. Однако в большинстве случаев это словосочетание используется не в адрес ордена Святого Георгия, несмотря на то, что сам орден также имел форму креста. Когда говорят о Георгиевском кресте, обычно имеют в виду введённый в 1807 году Знак Отличия Военного ордена Святого Георгия для низших чинов. Позднее для него было также установлено 4 степени и он стал высшей военной наградой за личную доблесть на поле боя, но вручаемым солдатам и утер-офицерам. Такова принципиальная разница: орден Георгия был офицерской и генеральской наградой, Георгиевский крест – солдатской. Обе награды чрезвычайно ценились и, согласно правилам ношения наград, их кавалеры не могли их снимать при ношении парадной формы.
Кутузов, Барклай-де-Толли, Паскевич, Дибич – хорошая компания…
Впрочем, через некоторое время всё-таки появилась возможность получить орден Святого Георгия за выслугу лет: был определено, что лицо, прослужившее в сухопутных войсках 25 лет или 18 лет в военно-морском флоте, получало право быть представленным к получению ордена 4-ой степени. В любом случае это касалось службы в офицерском звании: если кто-то пробивался в офицеры из низших чинов за 25 лет службы, он всё равно не мог претендовать на Георгиевский орден. Изначально порядок награждения различными степенями предполагал, что награждённый более высокой степенью ордена не мог быть впоследствии представлен к низшей степени. Например, первый реальный кавалер генерал Фабрициан был удостоен сразу ордена 3-ей степени – ордена Святого Георгия 4-ой степени он в дальнейшем получить бы не смог.
В таком строгом порядке награждения заключается, в частности, причина того, что кавалеров 1-ой степени Георгиевского ордена в несколько раз больше, чем его полных кавалеров. «Первостепенных» кавалеров было 23 человека, а полных кавалеров только четверо, причём все они достигли высшего воинского звания генерал-фельдмаршал: Михаил Кутузов, Михаил Барклай-де-Толли, Иван Паскевич, Иван Дибич. Быть полным кавалером ордена Святого Георгия в Российской империи было даже престижнее, чем быть генерал-фельдмаршалом. С момента учреждения ордена генерал-фельдмаршалов в российской армии было 29 человек (сюда не входят те иностранные полководцы, которые удостаивались этого звания номинально, в качестве почётной награды, и не были на русской службе). Кроме того, только три человека были кавалерами ордена Святого Георгия с 3-ей по 1-ую степень: Григорий Потёмкин, Александр Суворов, Леонтий Беннигсен.
Императорский Военный орден Святого Георгия прекратил своё существование вместе с Российской империей, то есть в 1917 году. В советские времена орден отсутствовал в системе воинских наград. О возможности его возрождения заговорили уже после распада Советского Союза. Причём первые шаги на этом пути были сделаны уже в 1992 году, но орден был официально утверждён в августе 2000 года. Теперь его официальное название совпадает с разговорным – орден Святого Георгия. Подобно своему непосредственному предшественнику, современный Георгиевский орден является высшей военной наградой российского государства. Правда, с момента восстановления он не вручался на протяжении восьми лет.
До 2008 года в статуте ордена было указано, что награждены им могут быть лица, отличившиеся при защите территории России от вооружённого нападения. В 2008 году это положение было изменено, награда стала распространяться на тех военнослужащих, которые участвуют в боевых действиях за пределами России, но защищая её интересы. Первым кавалером возрождённого Георгиевского ордена стал 18 августа того же года генерал-полковник Сергей Макаров – он был награждён орденом четвёртой степени за участие в «Операции по принуждению Грузии к миру». К настоящему моменту известно о девяти кавалерах ордена Святого Георгия, из которых трое имеют награду 2-ой степени, шестеро – ордена 4-ой степени.
Александр Бабицкий