Практически все священные тексты любых религий в той или иной степени нуждаются в толковании. Христианство не является исключением: более того, примеры толкований явлены в самих евангельских текстах, когда Христос разъясняет апостолам смысл рассказанных им для широкого круга слушателей притч. Но безусловным «чемпионом» по количеству толкований и сложности, вариативности общего толкования среди христианских канонических текстов является Откровение Иоанна Богослова, знаменитый Апокалипсис.
Толковать тоже нужно правильно
Прежде всего, нужно знать, что Апокалипсис Иоанна Богослова не появился на пустом месте. Во-первых, традиция составления священных текстов, вдохновлённых некими божественными видениями и пророчествами, имеет свои корни ещё в иудейской религиозной традиции. И суть этих откровений заключалась в создании символических картин, которые составляли предсказания трудного будущего израильского народа, которое в итоге окончится явлением Мессии. Во-вторых, в первые века существования христианства существовало несколько Апокалипсисов, то есть Откровений - распространялись тексты, озаглавленные как Откровение Петра, Откровение Павла, Откровение Нового завета и тому подобные. Апокалипсис Иоанна Богослова является особенным, во-первых, в силу особой важной темы, которую он затрагивает, во-вторых, благодаря признаю Церковью его каноничным, в отличие от множества других Апокалипсисов.
Кроме того, в традиции христианского богословия сложились определённые правила толкования Апокалипсиса. Это связано с тем, что книга, содержащая пророчества относительно «последних времён» и составленная из аллегорий и ярких образов, стала востребованной не только среди христиан, но и среди еретиков, гностиков, алхимиков, оккультистов и даже сатанистов . Все эти группы старались с помощью собственных трактовок объяснить Апокалипсис и предсказанные в нём события со своей точки зрения. Так что в христианстве существуют неписанные, но вполне определённые правила толкования Откровения: хорошее знание Библии (Нового и ветхого заветов); интерпретация образов Апокалипсиса в контексте иных библейских пророчеств; следование при толковании общей традиции Церкви; признание предсказанных в книге событий реальными, а не обозначающими некие отвлечённые и общие понятия и материи; принятие того факта, что значение многих предсказаний может стать понятным лишь при приближении времени их исполнения.
Толкования Апокалипсиса: много и разные
История толкований Апокалипсиса знает два больших периода. Первый из них начался вскоре после появления самого произведения и окончился примерно к VIII веку. На этом этапе толкованиями занимались несколько из известных деятелей Церкви, среди них выделяют, прежде всего, толкование святого Андрея, епископа Кесарийского (V век). После того, как в VIII веке лаконичное, почти схематичное толкование Апокалипсиса дал святой Иоанн Дамаскин, для Церкви эта тема казалась исчерпанной и была фактически исключена из числа актуальных богословских проблем едва ли не на тысячу лет.
Новый, уже гораздо более мощный виток интереса к Откровению Иоанна Богослова начался в XVI столетии с началом Реформации. Отделившиеся от католичества протестанты принялись заново переосмысливать значение Священного Писания и давать ему собственные толкования. Особый интерес к Апокалипсису был обусловлен, во-первых, особенностями протестантского мышления, во-вторых, процессом появления всё новых и новых протестантских течений, в каждом из которых рождалась своя версия толкования самой таинственной книги Нового завета. Ну, а окончательно мода на толкования Апокалипсиса утвердилась в Новое время, когда этим занялись не столько богословы, сколько философы, мистики и оккультисты.
Самым важным для толкователей отрывком Апокалипсиса, породившим наибольшее количество версий, являются двенадцатая и тринадцатая главы Откровения, в которых рассказывается о красном драконе и о двух зверях, один из которых вышел из моря, а другой из земли. Существует единодушное мнение, что образ красного дракона с семью головами, десятью рогами и семью диадемами символизирует сатану, тем более, что в дальнейшем тексте Откровения сатана напрямую называется драконом. А вот по поводу того, как идентифицировать двух оставшихся зверей, вышедшего из моря и из земли, споры не затухают до сих пор. В одном, наиболее распространённом, случае «морской» зверь рассматривается как антихрист , а «земной» как лже-пророк, своего рода антипод Иоанна Крестителя, Предтечи Христа. В другой интерпретации два зверя меняются местами - «морской» - это лже-пророк, а «земной» - это антихрист, так как он появляется последним. Также есть мнение, что наиболее важен «земной» зверь, а его два рога символизируют антихриста и установление его царства. Существует и наиболее аллегорическая интерпретация, согласно которой первый зверь представляет собой тоталитарное государство, которое подчиняет людей, а второй непосредственно антихрист.
Александр Бабицкий