Слово «апокалипсис» является одним из часто употребляемых не только в религиозной (христианской) сфере, но и в «светской», повседневной жизни. Оно стало частью мировой художественной культуры, нарицательным термином для обозначения весьма отличающихся одно от другого событий. А уж в 2012 году, на фоне тщательного подогреваемого СМИ интереса к теме Конца света, глобальных катастроф и якобы непосредственно связанного со всем этим календаря цивилизации майя , про апокалипсис и вовсе не говорил только ленивый.
Небольшая книга огромного значения
Ввиду всего этого многие испытывают нечто вроде разочарования, когда узнают, что «апокалипсис» в переводе с греческого означает «откровение» и в мировую религию, историю и культуру это слово вошло благодаря названию последней по времени написания книги Нового Завета Библии, Откровения апостола Иоанна Богослова. По своему объёму это очень скромное произведение, состоящее из двадцати двух глав и в современной книге среднего формата занимающее около пятнадцати страниц. Но по своему значению и влиянию на последующую религиозную и культурную жизнь человечества Откровение является одним из наиболее важных произведений в истории. Содержащиеся в нем описания пророческих видений автора положили начало отдельной сфере творчества и философии, не зря всё, что связано с Концом света, именуют «апокалиптическим».
Кто автор Апокалипсиса
Автором же последней книги Библии традиционно принято считать апостола Иоанна Богослова, который и написал её примерно в 67 году нашей эры, находясь в ссылке на греческом острове Патмос. Правда, существует и другое мнение, согласно которому авторство апостола Иоанна Богослова считается сомнительным. В качестве аргументации предлагается, что язык, которым написан Апокалипсис, существенно отличается от языка, которым составлено Евангелие от Иоанна, то есть у этих произведений разные авторы.
Однако большинство специалистов полагают, что Откровение написал именно Иоанн Богослов: автор книги несколько раз в тексте называет себя Иоанном, кроме того, в качестве места написания фигурирует остров Патмос. Из известных традиции христианских деятелей I века нашей эры на Патмосе находился только Иоанн Богослов. К тому же исследователи обнаружили ряд схожих выражений и речевых оборотов, присутствующих как в Евангелии от Иоанна, так и в Откровении. Наконец, действительно различный по стилистике язык двух произведений объясняется тем, что Евангелие апостолом Иоанном было написано в грекоязычной среде и преимущественно для неиудейского «читателя», в то время как составленное под влиянием внезапного видения Откровение носит более личностные черты, сформировавшиеся под влиянием иудейского происхождения апостола.
Почти не используемая каноническая книга
Так сложилась судьба Откровения Иоанна Богослова, что у неё довольно специфическое положение среди других канонических христианских текстов, но при этом она самая известная и востребованная среди «внешних» читателей, то есть не христиан. С одной стороны, каноничность Откровения и её принадлежность Новому завету на протяжении нескольких веков была вовсе неочевидной даже среди Отцов Церкви. Так, хорошо известно, что ряд из них не упоминали Апокалипсис в числе рекомендованных для чтения духовных произведений, а некоторые так и вовсе высказывали сомнения в её подлинности.
Однако в итоге Откровение было окончательно и единодушно принято Церковью, при этом на сегодняшний день с точки зрения исторической науки именно Апокалипсис является наименее часто встречающейся книгой Нового Завета. Дело в том, что среди греческих, то есть исходных, рукописных вариантов Нового Завета, дошедших до нас, Апокалипсис известен лишь в 300 случаях, из которых наиболее древний относится к середине III века. Главной причиной этого является то обстоятельство, что Апокалипсис фактически не используется в христианском богослужении, потому как богослужебный канон Церкви был сформирован в основном до того, как Откровение было окончательно признано каноническим и включено в Новый завет. Фактически это единственная часть Нового завета, которая не звучит на богослужении. Существует исключение: чтение Апокалипсиса предписывается во время Великого поста в составе всенощных бдений.