Авиакатастрофа сама по себе является нетривиальным и трагическим событием. Но даже те авиакатастрофы, которые по своим причинам и сценарию происшествия не отличаются от других подобных происшествий, неизбежно становятся необычными, если в них погибает руководитель какого-либо государства. Так что крушение самолёта 10 апреля 2010 года в Смоленске, в котором в числе прочих погиб президент Польши Лех Качиньский, с самого начала было обречено на особый статус. И уж тем более после того, как возникли всевозможные спекуляции и разногласия относительно причин трагедии.
Плохая видимость противопоказана при посадке
10 апреля 2010 года польская делегация во главе с Лехом Качиньским, состоявшая из политических и общественных деятелей и руководства военного ведомства страны, вылетела из Варшавы в Смоленск на самолёте Ту-154М для участи в траурных мероприятиях по поводу юбилея расстрела польских офицеров в Катынском лесу в 1940 году. При подлёте к аэропорту «Смоленск-Северный» экипаж был извещён службой руководства полётов аэропорта, что в районе приземления ухудшились погодные условия: наблюдались туман и низкая облачность, что существенно ухудшало видимость. В этой связи командиру экипажа было предложено рассмотреть варианты приземления на резервных для этого рейса аэродромах, в Минске или Витебске.
Однако спустя некоторое время экипаж решил совершить пробный заход на посадку, на месте оценить условия и в случае слишком сильных препятствий для приземления прервать посадку. Но при первом же пробном заходе на посадку, который, по данным диспетчерской службы аэропорта, выполнялся со слишком высокой скоростью снижения, Ту-154М задел верхушки деревьев и в 10 часов 41 минуту 10 апреля произошло разрушение самолёта. Погибли все 96 человек, в том числе 8 членов экипажа.
Российская версия
После расследования обстоятельств авиакатастрофы Международный авиационный комитет (МАК), состоящий из представителей стран СНГ, в январе 2011 года представил итоговый доклад, особое внимание в котором уделялось причинам трагедии. Комитет выявил, что в аэропорте «Смоленск-Северный» присутствовали некоторые отклонения от предписанной правилами технической обеспеченности взлётно-посадочной полосы. Однако эти отклонения были признаны несущественными и не повлиявшими на судьбу самолёта президента Польши. Главными причинами катастрофы и гибели всех находящихся на бору самолёта, включая Качиньского, названы неверные действия экипажа самолёта.
Было указано, что при заходе на посадку в кабине пилотов находились посторонние, директор дипломатического протокола польского МИД и командующий воздушными силами Польши. Эти должностные лица оказали некоторое психологическое давление на экипаж в его принятии решения попытаться сесть в Смоленске, а не следовать к запасным аэродромам. После принятия этого решения, согласно выводам МАК, экипаж совершил несколько ошибок при выполнении самой посадки: была ошибочно определена текущая высота, скорость захода на посадку как минимум вдвое превышало положенную, экипаж отвлёкся от показаний приборов в поисках визуальных ориентиров для определения высоты и проигнорировал сигналы автоматической системы о необходимости набора высоты. Кроме того, комитет выявил, что у экипажа не было необходимой квалификации для выполнения посадки на данном типе самолётов в сложных метеорологических условиях.
Польская версия
У польской комиссии по расследованию причин авиакатастрофы 10 апреля 2010 года в Смоленске был несколько иной взгляд на произошедшее. Официальные результаты своей работы польская комиссия огласила в июле 2011 года. В своём отчёте поляки указали, что основная причина катастрофы это действия экипажа и оказываемое на него присутствовавшими в кабине пилотов должностными лицами психологическое давление. Однако польская сторона гораздо большее внимание уделяет ответственности российской стороны, то есть службы руководства полётами аэропорта, и техническому состоянию самого аэропорта.
По мнению поляков, принимающая сторона также несёт ответственность за катастрофу, так как, во-первых, экипажу самолёта не была предоставлена подробная метеосводка, которая бы позволила пилотам адекватно оценить условия посадки и принять правильное решение о следовании на резервные аэродромы. Во-вторых, критике подверглись действия службы руководства полётами, которая, по мнению польской комиссии, ряд своих указаний экипажу давала с запозданием, в том числе и указание заходить на второй круг, прозвучавшее уже после того, как самолёт задел деревья. В-третьих, поляки полагают, что техническая оснащённость взлётно-посадочной полосы аэропорта «Смоленск-Северный» и условия работы его диспетчерской службы вообще не позволяли разрешать посадку здесь самолёту с президентом иностранного государства на борту.
Версия об убийстве
Помимо специалистов от авиации свои версии произошедшего выдвигали и политики, и журналисты, в первую очередь польские. И здесь наиболее радикальным мнением была версия о том, что гибель Леха Качиньского была не несчастным случаем , а умышленным убийством. Особенно отчётливо эту гипотезу отстаивает брат-близнец погибшего президента Ярослав Качиньский. По его мнению, вся череда событий, приведшая к крушению самолёта, свидетельствует о злонамеренном умысле, целью которого было ликвидировать Качиньского. Ярослав Качиньский и сторонники его версии отказываются верить в то, что приказ пилотам о посадке мог быть отдан президентом.
Основная их версия состоит в том, что пилоты начали снижению по указанию службы руководства полётами аэропорта – следовательно, убийцами президента косвенно называется Россия. Многие польские журналисты и политики открыто обвиняют Россию в убийстве Леха Качиньского, называя в качестве мотива явную антироссийскую внешнюю политику, проводимую польским президентом (ориентация на США, поддержка Грузии в российско-грузинском конфликте 2008 года и так далее). Правда, помимо отсутствия доказательств этой версии её слабость состоит и ещё и в логических противоречиях: общеизвестно было, что Качиньский в конце 2010 года должен был покинуть свой пост, на родине он утратил политическое влияние и непонятно, для чего даже теоретически Россия было устранять уже фактически сошедшего со сцены политика.
Александр Бабицкий