К этому можно по-разному относиться, да и факты, как показывает жизнь, успешно можно оспаривать, однако трудно не заметить того, что современное поколение черпает мудрость из других источников, нежели их предшественники. Раньше за ответами на главные вопросы обращались к философам, писателям, религиозным авторитетам. В наше время всё больше людей обнаруживают философские откровения в фильмах и мультфильмах. Так, к примеру, случилось с превратившимся в своеобразный мем выражением «Случайности не случайны». И это порождает вопрос: то ли содержательное качество кинематографа взлетело до небес, то ли интеллектуальный уровень публики опустился ниже плинтуса?..
И автора забыли, и персонажа перепутали…
Итак, запрос «Случайности не случайны» в любой поисковой системе Интернета в числе первых результатов выдаст ссылки на анимационный фильм студии DreamWorks Animation «Кунг-фу Панда», вышедший на экраны в 2008 году, и на одного из его основных персонажей, Мастера Шифу, наставника главного героя, большой панды По. Если верить восторженным отзывам многих пользователей сети, приводящих это высказывание по тому или иному поводу, услышали они его именно от Мастера Шифу во время просмотра мультфильма. И с тех пор эта глубокая мудрость запала им в ум и в душу…
Раз уже сформировалась такая современная легенда, разговор об афоризме «Случайности не случайны» стоит начать с констатации факта, что современный зритель весьма невнимателен. Это выражение действительно звучит в анимационном проекте «Кунг-фу Панда». Вот только произносит его не Мастер Шифу, предстающий в образе малой панды (не путайте с уменьшенной версией большой панды, представленной в мультфильме главным героем По – малая и большая панды принадлежат к разным семействам отряда хищных). Слова эти говорит Мастер Угвэй, являющийся наставником самого Шифу. И в устах данного персонажа эти слова органичны, если вспомнить сюжетную канву мультфильма.
Согласно сюжету, именно Мастер Угвэй, показанный в виде дряхлой галапагосской черепахи, выбирает неуклюжего толстяка По в качестве Воина Дракона. Тогда как Мастер Шифу готовил на эту роль одного из бойцов Неистовой Пятёрки, точнее, Мастера Тигрицу. Шифу был разочарован выбором Угвэя и считал появление По чистой случайностью. Как раз по этому поводу Угвэй и произнёс те самые слова – «Случайности не случайны».
Если современные зрители настолько невнимательны к мультблокбастерам, было бы странно ожидать от них внимания к истории философии или более или менее глубокого знания мировой литературы. В противном случае вряд ли бы кто-то приписывал авторство данного афоризма второстепенному персонажу проходной мультпродукции Голливуда. Потому что подобные мысли высказывали многие мыслители и писатели: Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Хулио Кортасар. В хронологическом же порядке первым человеком, которому приписывается фраза «Случайности не случайны», является древний китайский философ Чжуан-Цзы (Чжуан Чжоу), живший во второй половине IV – начале III веков до нашей эры. Вообще же этому мудрецу принадлежит немало глубоких изречений, которые наверняка ещё всплывут, возможно, также в устах каких-нибудь кино- или мультгероев. Например, «Мелких воров – в темницы, крупных – в цари» или «Я называю чутким не того, кто слышит других, а лишь того, кто слышит самого себя».
Верить или не верить в судьбу?
Говоря о случайности как о философском понятии, следует вспомнить о такой фундаментальной категории, как судьба. О случайности, как о событии ничем не обоснованном и не имеющим связи с предшествующим, можно говорить лишь в рамках того мировоззрения, согласно которому судьбы, провидения, Божественного замысла, Высшего плана и ничего тому подобного не существует. Жизнь в рамках этой концепции как раз и представляет собой набор случайностей, которые всё же влияют друг на друга, однако не позволяют вывести никаких закономерностей и долгосрочных причинно-следственных связей. Религиозному сознанию понятие случайности не известно как раз по этой причине – признание существование Бога , Высшего Разума, Закона Мироздания и так далее.
Абсолютное своё выражение отрицание случайностей находит в буддизме. Согласно буддийскому пониманию жизни и мира, случайностей не существует, все события взаимосвязаны и являются причиной других событий. Жизнь представляет собой своеобразную матрицу, в которой каждое событие, насколько бы изолированным оно ни казалось, связано с другими происшествиями. Человек видит их в качестве случайностей лишь потому, что не знает глубинных закономерностей и истинного характера вещей.
Существует красочная буддийская метафора: человеку многое кажется случайным, потому что он смотрит на жизнь, словно на поверхность глубокого озера, не в силах рассмотреть, что происходит в толще воды.
В монотеистических религиях, особенно в христианстве, понятие о случайностях менее категорично. Это связано с тем, что христианское богословие не знает понятие предопределённости: будущее человека не расписано заранее, он самостоятельно своими поступками и изменением образа жизни определяет свою судьбу. Однако Бог знает будущее и способен «подталкивать» человека к наилучшему выбору, ведущему его к спасению души, событиями, которые выглядят как случайные.
Случайность можно рассматривать и как вполне научное понятие. В том контексте, если под случайностью понимать следствие пересечения независящих друг от друга факторов и процессов, взаимодействие которых не является неизбежным, а его результат представляется непредсказуемым. До XX века наука отрицала случайности, видя во всём строгую последовательность причин и следствий. Но после исследования движения молекул газов оказалось, что выявить строгую закономерность этого процесса невозможно, лучше всего для его описание подходит термин «хаотический». Окончательно случайность как научная категория была закреплена в квантовой механике, согласно которой процессы на атомном уровне определяются как принципиально вероятностные.
Александр Бабицкий