Для большинства мифологических сюжетов индоевропейских народов характерны схожие моменты, объясняющиеся общими культурными, этническими и религиозными корнями. Однако столь ярко и конкретно выраженный вариант Конца света, как в мифологических представлениях древних германцев, у других языческих народов Евразии стоит ещё поискать. Рагнарёк, или «гибель богов», играл в религиозном сознании германцев очень существенную роль. Да и сам сюжет, обладающий огромной драматической силой и поэтическим воздействием, оказал большое влияние на европейскую культуру вплоть до наших дней. Влияние это сказывается, впрочем, в специфической форме.
От чего гибнут боги
Идея гибели богов используется как драматургический каркас, который заполняется популярными мотивами современной массовой культуры. Например, в 2004 году в Японии вышел на экраны аниме-сериал «Рагнарёк», а в 2017 году ожидается премьера очередного фильма киновселенной Marvel «Тор: Рагнарёк». Но если говорить об исконном Рагнарёке германцев и скандинавов, то само это понятие дословно означает «рок богов», «закат богов». Такой перевод в целом верно передаёт содержательную часть мифа о Рагнарёке – это последняя битва асов (поколения германских богов во главе с Одином) против разнообразных хтонических чудовищ и перешедших на их сторону божеств.
Согласно скандинавским эпосам, Рагнарёк был предсказан Одину умершей предсказательницей, специально для этой цели вызванной верховным богом из могилы. Признаком приближающихся страшных событий станет трёхлетняя непрекращающаяся зима, после которой гигантский волк Фенрир, находящийся в Асгарде (месте обитания асов), вырвется на волю и проглотит солнце. В воцарившейся тьме из глубин океана поднимется огромный змей Ёрмунганд, то приведёт к затоплению суши морскими водами. Также на войну с асами придёт бог огня, хитрости и обмана Локи, отец Фенрира и Ёрмунганда, во главе армии ётунов, снежных великанов. Также их союзниками станут огненный великан Сурт, владыка Муспельхейма, огненного мира, со своими воинами, и богиня загробного царства Хель с армией мертвецов.
Всё закончится хорошо – почти все погибнут…
Во главе противоположных сил станет Один, которого поддержат все асы, а также эйнхерии – души храбрых воинов, умерших с оружием в руках на поле боя и отнесённых валькириями в Валгаллу. В Валгалле эйнхерии до самого Рагнарёка проводили время в постоянных тренировках и пирах, готовясь именно к последнему сражению. Мифология подробно описывает ход этого сражения, которое должно развернуться на некоей равнине Вигридр.
Примечательно, что в последние годы, на волне истеричного интереса к теме Конца света появились и некоторые предсказания со скандинавским акцентом. Якобы по каким-то магическим астрономическим указаниям Рагнарёк должен был начаться 22 февраля 2014 года. Помимо того, что эти предсказания, как нам сегодня понятно, не сбылись, так они ещё и абсолютно несостоятельны: в германских мифах нет никаких даже приблизительных привязок к дате «гибели богов».
Итак, согласно хронологии будущей божественно-чудовищной битвы, Один сойдётся в бою с волком Фенриром и погибнет, но чудовище будет почти сразу же убито богом Видаром, сыном Одина. Тор вступит в схватку со змеем Ёрмунгандом, здесь также будет зафиксирована фатальная ничья – бог грома убьёт змея, но сам умрёт от его яда. Бог Хеймдалль, страж мирового древа, сразится с Локи – и они также убьют друг друга. В итоге огненный великан Сурт, увидев равенство сил и невозможность ни одной из сторон одержать победу, соберёт всю свою мощь и полностью сожжёт землю. На том битва окончилась – но погибли не все. Выживет младшее поколение богов-асов, в первую очередь сыновья Одина, Видар и Вали. Именно они заложат основы нового божественного порядка. Спасутся также и два человека, мужчина и женщина, которые положат начало новому человечеству. Таким образом, гибель богов концепции германского язычества будет этапом радикального обновления мира, а не его безвозвратной смертью.
Кто есть кто в Рагнарёке
Основные действующие персонажи Рагнарёка, от которых будет зависеть судьба богов, людей и всего мира:
- Локи – при том, что этот бог хитрости, огня и визуальных иллюзий находится как бы на заднем плане Рагнарёка, в действительности он является его главной фигурой. Дело в том, Локи, живший с асами и породнившийся с ними сын снежных великанов ётунов, являлся отцом сразу трёх ключевых фигур «гибели богов». Он породил гигантского волка Фенрира, проглотившего солнце и убившего Одина; морского змея Ёрмунганда, погубившего Тора, и богиню Хель, владычицу царства мёртвых. Если проводить аналогии с христианским богословием, то Локи может считаться скандинавским аналогом сатаны – именно проделки и злоумышленные действия этого бога вели к самым катастрофическим последствиям;
- Один – верховный бог асов, владыка Асгарда, предводитель войска богов и эйнхерий на поле битвы Рагнарёка. Вместе с тем мифы рисуют его к моменту «гибели богов» скорее уставшим и покорно двигавшимся навстречу неизбежной судьбе «старым королём», нежели активным лидером, стремившимся к победе;
- Фенрир – младший из детей Локи, гигантский волк, родившийся от великанши Ангрбоды. В детстве Фенрир спокойно жил в Асграде, так как боги не видели в нём угрозы. Однако постепенно он стал чудовищем неимоверной силы и асы стали побаиваться его. Не желая осквернять место своего жительства кровью, асы обманом спутали Фенрира волшебной цепью и посадили его в заточение в глубоком подземелье. Именно оттуда Фенрир в день Рагнарёка вырвется на свободу и это станет началом гибели богов: гигантский волк проглотит солнце, а затем убьёт постаревшего Одина;
- Видар – таинственный бог, сын Одина, которому посвящено немного сюжетов, но которому отводится роль будущего правителя Асгарда и верховного бога в новом мире после Рагнарёка. Видар был немногословным божеством леса, в наибольшей степени связывавшим мир асов с миром людей, вернее, с природными силами мира, населённого людьми. Согласно сюжету, смог убить волка Фенрира, вставив ему в пасть свой волшебный башмак и затем разорвав ему челюсти (подобно тому, как художники и скульпторы изображают библейского героя Самсона, разрывающего пасть льву).
Александр Бабицкий