Многочисленные опросы общественного мнения свидетельствуют, что железнодорожный транспорт воспринимается людьми как наиболее безопасный способ перемещения. Лишь около 15% опрошенных высказывают опасения, что катастрофы поездов могут затронуть лично их. Для сравнения - опасения передвигаться на автомобильном транспорте высказали около 50% человек, а боятся пользоваться услугами авиации 85% респондентов.
У катастроф нет национального признака
На самом деле ситуация с безопасностью железнодорожного транспорта не такая радужная. Статистика гласит, что по соотношению числа погибших и общего числа пассажиров поезда являются лишь третьим по безопасности средством передвижения. Второе место у водного транспорта, а самой безопасной является, каким бы странным это ни показалось, авиация. Так что безопасность на железных дорогах это сфера, в которой ещё предостаточно проблем.
Ситуация с повышением уровня безопасности поездов осложняется тем, что на сегодняшний день практически каждая железнодорожная катастрофа является уникальным стечением обстоятельств. Прежде всего, за скобки нужно вынести крушения, спровоцированные терактами - данная проблема в большей степени относится не к безопасности транспорта как такового, а к общим вопросам безопасности жизни в той или иной стране. Кроме того, невозможно выделить некие специфические национальные особенности и причины крушения поездов. Повсеместно в мире катастрофы на железных дорогах случаются в основном по трём главным причинам (нередко в результате их комбинации):
- человеческий фактор (нарушения правил безопасности и эксплуатации);
- техническая неисправность подвижного состава или путей;
- внешние факторы (техногенные или природные катаклизмы).
Без малого двести лет катастроф…
В силу довольно высокого уровня развития железнодорожного транспорта к началу XXI века осталось не так много стран, где катастрофы поездов могут объясняться некоей национальной спецификой (отдельные малоразвитые африканские и азиатские государства). В целом же два столетия активного развития железных дорог как основного вида передвижения свидетельствуют: каждое крушение поезда это отдельная история с собственными причинами, факторами и особенностями.
Некоторые из памятных трагических происшествий на железных дорогах:
- 15 июля 1815 года, Англия - первая в истории железнодорожная катастрофа, результате которой погибли от 13 до 16 человек. Трагедия произошла в ходе испытательной поездки паровоза, собравшей множество зрителей. Для повышения скорости движения инженер превысил критическое значение давления и паровой котёл взорвался;
- 2 июня 1958 года, Красноярский край, СССР - в результате неисправностей семафоров на одном пути столкнулись два грузовых поезда. Один из поездов состоял из цистерн с нефтепродуктами, которые при столкновении взорвались и подожгли стоявший на соседних путях пассажирский поезд. В пожаре погибли как минимум 57 человек, точные причины неисправности семафоров так и не были установлены;
- 7 августа 1987 года, Ростовская область, СССР - из-за целого ряда нарушения правил техники безопасности и эксплуатации железнодорожных путей создалась ситуация, когда на подъезде к станции грузовой поезд не сумел затормозить. Он столкнулся с пассажирским поездом, в итоге погибли 106 человек и получили ранения 114 человек. Фактически виновными были признаны лишь двое осмотрщиков вагонов, приговорённые к 12 годам заключения;
- 27 июня 1988 года, Париж, Франция - сложный комплекс причин, спровоцированный использованием стоп-крана одним из пассажиров, привёл к катастрофе пассажирского поезда на Лионском вокзале. Стечение таких обстоятельств, как технические особенности работы тормозной системы поезда после срабатывания стоп-крана и неточные действия машиниста в экстремальной ситуации, спровоцировали столкновение со стоящим на вокзале поездом и гибель 56 человек;
- 3-4 июня 1989 года, Уфа, СССР - во время прохождения по железной дороге двух пассажирских поездов произошёл взрыв скопившегося после аварии на трубопроводе облака сжиженной газо-бензиновой смеси. В итоге данная катастрофа стала крупнейшей по количеству жертв в Советском Союзе - официальное количество погибших 575 человек (есть сведения о 645 жертвах);
- 4 января 1990 года, Пакистан - переполненный пассажирский поезд был направлен на неверный путь из-за ошибочного направления стрелки на путях. В итоге произошло столкновение с грузовым составом на запасном пути, погибли 307 человек;
- 5 октября 1999 года, Паддингтон, Англия - в результате лобового столкновения двух пассажирских поездов погиб 31 человек. Расследование показало, что причиной трагедии стала невольная ошибка неопытного машиниста, который принял запрещающий красный сигнал светофора за предупредительный жёлтый. Ошибка была спровоцирована особенностями конструкции светофора и условиями освещения, при которых можно было перепутать два сигнала;
- 20 февраля 2002 года, Египет - в пассажирском поезде Каир - Луксор в одном из вагонов в результате неосторожного обращения с газовой горелкой возник пожар. Машинист поезда в течение определённого времени не имел сведений о пожаре, в результате чего на полном ходу выгорело семь вагонов, погибли почти 400 человек;
- 26 декабря 2004 года, Шри-Ланка - крупнейшая по числу жертв катастрофа поезда в истории. Двигавшийся по берегу океана пассажирский поезд был фактически сметён цунами , спровоцированным знаменитым тихоокеанским подводным землетрясением. Точное количество жертв установить невозможно, по разным сведениям погибли от 1750 до 2000 человек.
Александр Бабицкий