Римская империя в нашем сознании традиционно представляется чем-то величественным, строгим, устойчивым. Большинство из самых крупных архитектурных сооружений римской истории были построены именно в эпоху Ранней Империи, то есть I-III вв. н. э. Экономика процветала, торговля расширялась, ремесло развивалось. Но уже тогда Империя, несмотря на внешний блеск и красоту, несла в себе ростки будущего упадка. И виной тому – духовный кризис, подрывавший ее основы. Каковы же духовные поиски в Римской империи?
В чем причины?
Римская религия была тесно связана с жизнью государства. Можно сказать, она была у него на службе. Главной частью религии был культ, который достиг наивысшей степени формализма. Do, ut des – «я даю, чтобы ты дал» – особая формула, в которой раскрывается вся сущность религии римского народа. Никакого чувства, никакого религиозного воодушевления. Скупая сделка с богом наподобие юридической. Если соблюсти все обряды правильно, то у богов не останется выбора, кроме как выполнить свою часть «сделки».
Представления о богах тоже были несовершенны. Довольно долго у римских богов вообще не было лиц, а представлялись они в виде символов. Например, символом Марса было копье, а символом Юпитера – камень. Римлянин был окружен сонмом богов, причем их функции были настолько дробными, что, по выражению древнего, «в мире легче встретить бога, нежели человека». Один бог учил человека есть, другой – пить, третий – ходить.
Земледелец обращался к нескольким десяткам богов только для того, чтобы вспахать и засеять поле. Примерно столько же богов отвечало за обучение ребенка. Все эти абстракции человеческой деятельности и близко не стояли со стройной системой греческой мифологии, которая в дальнейшем сильно повлияла на религию римлян. Несмотря на это, римская религия оказывала благотворное воздействие на нравственность.
Римляне по праву гордились своей религиозностью и благочестием. Ни одно государственное решение не проходило без участия жрецов и гадателей – авгуров, гаруспиков и понтификов. Почтение к богам и их воле воспитывало в римлянах дисциплину и послушание, уважение к противнику и самим себе. Завоевание мира представлялось жителям Рима угодным богам, и они искренне верили, что исполняли их волю, покоряя очередное царство.
Но блестящие времена великих завоеваний прошли. Римские императоры со времен Августа больше думали о сохранении нынешних владений. Ушли и те идеалы гражданства и римского благочестия, которыми так славилась Республика. Больше не было ориентиров, и люди не знали, куда они идут и к чему стремятся. Богачи утопали в роскоши, интеллектуальная жизнь оскудела, нравственность была практически забыта. Пока одни надрывались на своих мелких клочках земли или шли в кабалу, держатели огромных латифундий и крупные торговцы кичились своими богатствами и предавались бесстыдным оргиям. Царил культ сиюминутных наслаждений и грубых развлечений. Но это было не просто падение нравственных устоев, это было поиск ответов, вызванный новыми духовными потребностями.
Старая религия переставала удовлетворять жителей империи. Она была национальной, а Римская империя была образованием, включавшим в себя тысячи народов. Она не могла дать ответы на искания души.
Человек жаждал такого Бога, который бы был одновременно недосягаем и в то же время заботился о людях, как о своих детях. Человек желал, чтобы его молитва не была пустой сделкой или частью культа, но возвышала его над этим миром, давая надежду и наполняя его сердце любовью. Человек жаждал такой религии, которая возбуждала бы в нем религиозный экстаз, приближала его к Богу и дала простые ответы на сложные вопросы. Такой религией стало возникшее в I в. н. э. христианство.
Попытки реформирования язычества
Прежде чем христианство прошло путь от маленьких общин к государственной религии Империи, язычество попыталось изменить себя. Одним из таких путей была замена народной религии философией. К началу нашей эры самыми популярными философскими системами были стоицизм, эпикуреизм и кинизм. Первая была больше популярна в верхах, вторая подходила для более простых людей, третья распространилась в низах общества. Стоицизм стал первой философской школой, попытавшейся заменить старую религию. Несомненно, он обладал рядом достоинств. Бог у стоиков – вездесущее и невидимое существо, обладающее сознанием и справедливо управляющее этим миром.
Главной целью человеческой деятельности стоики считали добродетель, причем бескорыстную. Человек должен непрерывно упражняться в добродетели и служить людям, совершая благие поступки. Все люди, по мнению стоиков, равны и происходят от одного Бога.
Однако недостатков у стоицизма не меньше, чем достоинств. Стоики не принимали никаких чувств, провозглашая полное господство разума над мыслями и поступками человека. Совершая благое дело, человек не должен давать чувству захватить его. Упражняясь в добродетели, стоик контролирует свои эмоции. Он не знает страха, волнений, привязанности к вещам и к самой жизни. Несмотря на провозглашение принципа служения людям, стоик прежде всего совершенствует себя. Для него добродетель – способ личного воспитания и самосовершенствования. Все это предопределило провал стоицизма и его постепенный упадок. Последним стоиком был небезызвестный Марк Аврелий, написавший труд в стоическом духе «К себе самому».
Вторая философская система, эпикуреизм, также пыталась дать людям ответы на духовные запросы. Эпикурейцы полностью отрицали старую религию, считая ее вздором и суеверными пережитками. Особенно сильно этот атеизм проявляется у поэта Лукреция, написавшего поэму «О природе вещей». Эпикурейцы отрицали и бессмертие души, утверждая, что она умирает вместе с телом. Их главной целью было счастье, а не добродетель, как у стоиков. Но счастье каждый понимал по-своему. Даже самые разнузданные личности, погрязшие в разврате и роскоши, могли назвать себя эпикурейцами. Отрицая римскую религию, эпикурейцы не смогли дать ничего взамен, оставив вопросы без ответов. И это стало причиной и их провала.