Духовные поиски в Римской империи – попытки и заблуждения - Христианство

христианство в Римской империи

Христианство пускает корни

К III веку христианство стало значительной силой. Но и язычество не оставляло попыток стать лучше и соответствовать эпохе. Так появились новые философские школы – неоплатоническая и неопифагорейская. Обе они испытали на себе влияние христианства. Неоплатонизм признавал Божественное Откровение источником познания, а неопифагорейская школа явила на свет языческое Евангелие – «Жизнь Аполлония Тианского» писателя Филострата, в которой ясно видны заимствования из Евангелия христианского.

 

Неоплатонизм делал из философа посредника между божественным и земным, превращая его в своего рода богослова. Неопифагореизм дал миру свой духовный идеал, воплощенный в Аполлонии из Тианы, странствующем философе, проповедовавшем любовь к ближнему и служение людям не для личного воспитания, а для совершенствования мира. Обе философские системы выгодно отличались от предыдущих, взяв из христианства многие положительные составляющие. Но теоретическая система мира у неоплатоников была настолько сложна и запутанна, а попытки ее соединения со старой религией – бесполезны, что и она не смогла долго просуществовать.

Неопифагорейское учение также не отрицало старую религию, а лишь пыталось дополнить ее недостающими элементами, заимствованными из христианства – гуманностью и любовью к людям.

Все попытки реформировать язычество философией потерпели неудачу. Их главный недостаток состоял либо в их крайнем эгоизме, что характерно для стоицизма и в некоторой степени даже для неоплатонизма, либо в бесполезных попытках приладить старой религии недостающие элементы. Похоже, выход был только в полном отказе от прежней религии и прежней морали. Они уже были недееспособны в конкретный исторический период.

alt

Почему христианство?

Язычество было не в состоянии восполнить пустоту в душах людей. Почему же это удалось христианству? Какими преимуществами оно обладало?

Прежде всего, это образ Бога. Христианский Господь – Отец всего сущего, который стоит над миром и одаривает Своей любовью всех людей, все народы. Все люди – братья, и каждый заслуживает сострадания и милосердия. «Возлюби ближнего, как самого себя», говорил Иисус.

Христианство провозглашало идею Царства Небесного. Ни одна религия прежде не выдвигала подобных концепций. Иисус учил, что каждый может достичь его, если откажется от прежней жизни, сумеет изменить себя и встать на путь очищения и служения Богу. Нет никаких привилегий для богачей или власть имущих, наоборот – для них достичь Царства Небесного гораздо сложнее. Не земные богатства, но сияние души ценится в человеке. Поэтому часто раннее христианство называют «религией бедняков». Оно дало надежду сирым и убогим на лучшее существование после смерти, даровав простые идеалы вместо сложных и запутанных философских построений.

 

Христианство не было национальной религией, оно не имело тех недостатков, которые были присущи римскому, греческому или египетскому политеизму.

 

В христианстве культ не был простой формальностью, но был тесно связан с внутренним чувством человека, его религиозным духом и настроением. Молитва христианина шла от души, он обращался к Богу, как сын обращается к своему отцу, прося о помощи и защите. Разительное отличие от сухой божественной сделки римского культа, не так ли?

Но, несмотря на все преимущества, христианство не сразу стало господствующей религией, а прошло через довольно продолжительный период гонений. Казалось бы, вот появилась такая религия, которая полностью отвечает духовным потребностям эпохи. Почему же она подвергалась гонениям и преследованиям?

Главной причиной был консерватизм римлян. Со старой религией их связывало многое: героическое прошлое предков, семья, воспитание, общественная жизнь. Даже самые образованные личности не могли так просто порвать с этим связями и посвятить жизнь служению Богу. Кроме того, христианство было религией исключительной и не признавало ни императорский культ, ни языческих жертвоприношений, ни даже языческих богов, считая их пустой выдумкой. Национальные религии веротерпимы, а христианство было свободно от этого ввиду своего возникновения вне связи с каким-либо государством. Это исключительность беспокоила императоров. Христианство отрицало и традиционные развлечения римской толпы, прежде всего гладиаторские бои и травлю животных, чем вызывало косые взгляды и клеветнические возгласы со стороны черни.

Как видно, все слои тогдашнего римского общества имели причины для подозрительного отношения к новой религии. Но лишь с середины III века гонения стали систематическими, а в 303 году Диоклетиан официальным эдиктом запретил отправление христианского культа. Но это была лишь запоздалая реакция. Христианство стало слишком заметным явлением, чтобы одним эдиктом перечеркнуть его предшествующее развитие. Следующий после Диоклетиана император, Константин, понял это и в 313 году признал христианство наравне с другими религиями. Фактически – сделал официальной. И даже спустя 50 лет императору Юлиану не удалось вернуть язычество на былые позиции. Приближалась новая эра, озаренная светом христианского учения.


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,