Богиня Нехбет в Древнем Египте была покровительницей власти фараона. Ее называли также «белая из Нехена», поскольку ее цветом считался белый, а изображалась Нехбет в виде женщины с хохолком, как у коршуна – ее священного животного. Богиня относится к верхнеегипетским. Она не только покровительствовала фараонам, но и помогала роженицам, как и богиня плодородия Хекет.
Особенности
Священным животным Нехбет была самка белого коршуна. Это нашло отражение в изображениях богини – ее рисовали с белым хохолком на голове, как у ее священной птицы, а также в белой короне Верхнего Египта. Еще один вариант изображения богини – коршун с головой змеи в белой короне. Богиня олицетворяла влиятельность фараона, защищала его и обеспечивала ему победу над недругами. Нередко богиню изображали кормящей правителя грудью или с распростертыми над фараоном крыльями. Помимо защиты фараонов Нехбет также помогала роженицам, властвовала над пустыней, расположенной на Востоке, а заодно была покровительницей горных работ, в частности, добычи драгоценных металлов.
В преддинастическом периоде Нехбет была региональной богиней города Некхеб, когда же этот город превратился в одну из столиц, Нехбет стали почитать как богиню всего Верхнего Египта. Совместно с богиней-змеей Уто, которая покровительствовала Нижнему Египту, Нехбет стала символизировать объединенное государство.
Эти две богини в мифологии были тесно связаны, сохранилось много изображений их тандема. Изображенные в виде женщин, богини отличались лишь головным убором: Нехбет надевала корону белого цвета, а Уто – красного, цвета Нижнего Египта. Если же Нехбет изображалась в виде коршуна, а Уто в виде кобры, перепутать их было затруднительно. Впрочем, в редких случаях Нехбет тоже изображали в виде кобры: две такие змеи на головном уборе фараона символизировали единство египетских богинь-покровительниц.
Белый сип (стервятник) был самой большой летающей птицей, которая обитала в Египте. Именно он и стал символом богини-покровительницы фараонов. К стервятникам египтяне относились с уважением: эти огромные птицы легко воспаряли высоко в небо, и были близки к богу Ра, про которого говорили, что он живет выше небес. А размах крыльев стервятника обеспечивал надежную защиту птенцам, так что для роли защитника всего Египта сложно было найти кого-то более подходящего. В то же время жителям Древнего Египта было прекрасно известно, что питаются стервятники трупами погибших в пустыне, отнюдь не брезгуя человеческим мясом. Таким образом, птицы внушали одновременно страх и надежду на защиту. Аналогично относились и к богине Нехбет: ее гнева боялись, но ее защиты искали, она считалась символом материнства.
Иногда богиня изображалась в образе дикой длиннорогой коровы из болотистых земель. И этот образ также символизировал сочетание агрессии и материнской защиты.
Еще один символ Нехбет – цветок кувшинки, длинный стебель которого переплетается со змеей. Единство красоты и опасности всячески подчеркивалось, богиня считалась весьма суровой, ее требовалось задабривать.
Почитание
Поскольку Нехбет была защитницей фараонов, совершенно естественно, что именно правители больше всех заботились о ее почитании. Фараоны всячески старались задобрить опасную богиню, чтобы она защищала их. Так, например, Усеркаф ежедневно жертвовал богине хлеб и пиво. А во время празднования юбилея фараона он устанавливал изображение своей покровительницы на носу ладьи.
В честь Нехбет строились святилища и храмы, а иногда – перестраивались старый\е культовые сооружения. Например, возведенный еще в Древнем царстве храм богини в городе Некхеб был со временем снесен, а на его месте воздвигли храм еще более роскошный и пышный. В дальнейшем фараоны, в том числе и легендарный Рамзес, расширяли этот храм, построенный на берегу красивого священного озера.
Как и в любой политеистической религии, боги Древнего Египта тесно общались между собой. Имя Нехбет связывали с именем лучезарного бога Ра. В некоторых источниках говорится даже, что она была дочерью бога Солнца. Также она считалась «оком Ра», то есть луной, наряду с некоторыми другими богинями. Нехбат часто изображали на голове бога Ра, откуда она поражала врагов огнем. На изображениях битв с участием фараонов богиня также находилась сверху, осуществляя охранные функции.
Мифы
Нехбет не была одинокой. Более того, у нее было сразу два мужа. Одного из них звали Гор Нехенский, и он, как и его супруга, считался покровителем фараонов, а также богом неба и солнца. История гласит, что Исида зачала Гора от забальзамированного трупа Осириса. Гор стал единственным его законным наследником и единственным мстителем за Осириса врагам. После продолжительной судебной тяжбы с Сетом Гор доказал свои права, а затем воскресил отца, отдав ему свое око. Тем не менее, Осирис остался управлять царством мертвых, оставив управление миром живых за Гором . Изображали Гора как человека с птичьей головой.
Всего в паре сотен метров от Гора Нехенского, в городе Нехеб на другом берегу реки проживал второй супруг богини – бог Себек . Этот бог управлял водой вообще и разливом Нила в частности, он имел крокодилью голову и считался защитником богов и людей от темных сил.
О том, как развивались эти отношения, и как относились мужья Нехбет друг к другу, информация не сохранилась. Однако можно не сомневаться, что жрецы, сообщившие людям эти пикантные подробности из жизни богини, нашла веские обоснования двоемужеству.
Нехбет охраняла не только правителя Египта, но и его сокровища. Она покровительствовала добыче серебра и золота в рудниках и бдительно следила за тем, чтобы самые лучшие образцы ценных пород доставались фараонам.