Языческие зимние праздники: нет повода для печали

языческие зимние праздникиВ язычестве зима была не просто холодным временем года, когда трудно добыть себе пропитание и необходимо сосредоточиться на выживании. Язычники воспринимали зиму как период главенства сил зла и смерти, которые всячески вредят всему живому, в том числе человеку. Однако это не означает, что зима - время сплошной печали. Напротив - существовавшие языческие зимние праздники были довольно жизнерадостными и даже оптимистичными.

Самая тёмная ночь - начало самого светлого дня

Как и в другие времена года, ключевым в языческом сознании моментом зимы был день солнцестояния, зимой приходящийся на 21-22 декабря. Как известно, это время самого короткого светового дня и самой продолжительной ночи в году. В силу этого день зимнего солнцестояния для язычников имел двойной характер. С одной стороны, в этот праздник на первый план выходили соображения защиты от злых духов и божеств, а также от смерти. Так как именно в самую тёмную и длинную ночь эти сверхъестественные существа получали наибольшую силу и могли нанести людям наибольший вред. Отсюда в этом языческом празднике особенно сильный мотив очистительных ритуалов, связанных в первую очередь со священным огнём.

 

Огонь как символ Солнца должен был держать силы зла на расстоянии, а также очистить людей или предметы от уже оказанного негативного влияния. С другой стороны, день зимнего солнцестояния воспринимался языческим сознанием как своего рода низшая точка падения. Ещё темнее мир быть уже попросту не мог - а значит, с этого момента начиналось движение вверх, добро набирало силу, дни становились всё длиннее. Так что самая длинная ночь в году воспринималась и с позитивной точки зрения. Она почиталась как своего рода самый глубокий и долгий сон природы, отождествлявшейся с верховным женским существом, олицетворявшим землю. Именно в эту ночь, по языческим верованиям, во тьме и зарождалась жизнь, которая затем расцветёт весной.

У кого зима, а у кого и праздник урожая

языческие зимние праздникиОтчётливо наблюдается этот двойственный характер языческого празднования дня зимнего солнцестояния на примере славянских праздников, Коляды и Бадняка. Праздник Коляда, особенно прижившийся у восточных славян, имеет ярко выраженные черты веселья. Не случайно впоследствии некоторые его элементы, в первую очередь обычай колядовать, были включены в празднование Рождества Христова. Коляда это неожиданный, на первый взгляд, для зимы праздник веселья, раздачи подарков, театрализованных игр и представлений с карнавальными элементами, магическими гаданиями и так далее. А вот в Бадняке, празднике, распространённом среди южнославянских народов, более силён мотив поминовения мёртвых и ритуал жертвоприношения для защиты от сил зла. Само слово «Бадняк» было обозначением особого деревянного полена, которое сжигалось в священном костре в качестве символа окончания прежнего жизненного цикла и начала нового.

Языческие зимние праздники были, с одной стороны, универсальными, с другой, обладали региональными особенностями. В Древнем Риме ввиду довольно мягкого южного климата Апеннинского полуострова конец декабря был моментом окончания земледельческого сезона. Поэтому древнеримский языческий праздник Сатурналии, приходившийся на это время, в большей степени напоминал осенние языческие праздники урожая в более суровых регионах Европы. Никакого мотива смерти, долгой ночи и страха перед злом в Сатурналиях не присутствовало. Напротив: это был растягивавшийся на несколько дней и сопровождавшийся жертвами богу Сатурну весёлый праздник материального благополучия и заслуженного отдыха. Особенностью Сатурналий был обычай на несколько дней номинально, но всё-таки уравнивать в правах со свободными людьми рабов, которые пользовались особыми знаками внимания.

И зимой найдётся время для любви

Кельтам, жившим значительнее севернее римлян, зимой было не до урожая. В Северной Европе и Британии зима была куда более долгой и суровой, чем в Италии. Тем занимательнее сходство кельтских и римских зимних праздников, приходившихся на начало - середину февраля. Так, у кельтов в это время праздновался Имболк, праздник середины зимы. Согласно верованиям кельтов, именно к этому моменту, а не ко дню зимнего солнцестояния, силы зла и смерти накапливали наибольшую мощь. А с этого дня они начинали стремительно слабеть. Оттого Имболк - это праздник прежде всего очищения от воздействия зла и начала возрождения плодородных сил.

Весьма похожи по своему значению были Луперкалии - римский праздник, отмечавшийся с 13 по 15 февраля. Он был устроен в честь Фавна (Луперк - одно из его прозвищ), доброго бога, олицетворявшего силы природы и мужское плодородие. Из-за этого мотив плодородия был особенно силён в ходе этого праздника. Жрецы этого бога в этот праздник совершали ритуал, в ходе которого стегали кожаными ремнями всех встречавшихся им на пути. Считалось, что если эти удары достанутся женщине, то она вскоре забеременеет или благополучно родит, если уже «в положении». Любопытно, что именно в Луперкалиях специалисты усматривают истоки популярного ныне и отмечаемого 14 февраля так называемого Дня святого Валентина. Сообщается, что на Луперкалии был обычай, когда девушки и холостые мужчины в ходе жребия составляли пары на время праздника, которые зачастую превращались в брачные союзы.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,