История «Марии Селесты» - тайна, покрытая морем

история Марии СелестыВ 1872 году в Атлантическом океане было обнаружено дрейфующее судно, находящееся в практически отличном состоянии, но с одной проблемой: на борту не было ни одной живой души. По прошествии времени история «Марии Селесты» стала одной из самых легендарных загадок моря. Снова и снова появлялись возможные разгадки, многие пытались понять, что же все-таки случилось с командой судна, возникали все новые и новые версии. Но какая же из них правильная?

 

alt

С легкой руки Конан Дойля

Подобно многим таинственным историям, легенда о «Марии Селесте» оказалась немного продзабытой до тех пор, пока одаренный богатым воображением писатель не возвратил ее к жизни, несколько приукрасив и преувеличив, так что легенда приобрела живые очертания и стала крайне интересна читающей публике. На сей раз автором был молодой человек, который впоследствии напишет цикл рассказов о Шерлоке Холмсе, будет возведен в рыцари и станет известным под именем сэр Артур Конан Дойль.

Это был маленький рассказ, написанный под псевдонимом У. Смолл, для первого номера журнала «Корнхилл Мэгэзин» 1884 года, и названный «Сообщение Хебекука Джефсона». Конан Дойль на страницах этого произведения описал историю «Марии Селесты», добавив такие детали как накрытый к обеду стол, чайник, закипающий на плите, и судно, уверенно идущее курсом на Гибралтар, но ведомое неизвестной силой, поскольку у штурвала никого нет. Нынче большинство людей, знающих эту легенду, уверены, что все эти детали на самом деле имели место. Это не так.

Повествование Конан Дойля оказалось всего лишь первым в долгой череде похожих рассказов. В журнальной статье 1913 года был опубликован полностью вымышленный рассказ человека по имени Фосдик, который заявил, что, пробравшись тайком на «Марию Селесту», он был свидетелем того, как вся команда упала в воду, не удержавшись за бортовые леера, когда наблюдала, как трое матросов устроили состязание в скорости плавания. Ему якобы удалось единственному спастись от акул и доплыть до берегов Африки.

В 1920-х годах некто Китинг опубликовал в «Чемберз Джорнал» рассказ о том, что случилось с судном. В нем говорилось о единственном выжившем человеке по имени Пембертон. Позднее Китинг превратил эту публикацию в целую книгу, которую он назвал «Великая мистификация «Марии Селесты». Героем ее стал тот самый Пембертон. К несчастью, успех этой книги стал причиной разоблачения: исследователи стали разыскивать подлинные интервью Пембертона. Китинг пытался юлить, отвечал уклончиво и даже пытался подсунуть журналистам в качестве фотографии Пембертона портрет своего отца; очень скоро выяснилось, что вся его история – не более чем откровенный вымысел.

alt

Что известно о «Марии Селесте»

история Марии Селесты«Мария Селеста» - это небольшое торговое судно, бригантина длиной 33 метра и водоизмещением 282 тонны. Владельцами ее были частные лица, третьей частью судна владел капитан, Бенджамин Бриггс. Кроме самого капитана и команды, состоящей из семи человек, на судне также находились жена Бриггса и его маленькая дочь. Судно покинуло порт Статен-Айленд в Нью-Йорке 5 ноября 1872 года курсом на итальянскую Геную с грузом ректифицированного спирта. На борту находилась 1701 деревянная бочка спирта для использования в производстве итальянских вин. В то время Америка, имевшая наибольшее в мире производство пшеницы, была и самым мощным производителем самого дешевого спирта, и Италии оказалось весьма выгодно приобретать его у Америки и морем доставлять в Геную.

Плавание оказалось не слишком богатым событиями, по крайней мере, об этом свидетельствуют записи капитана Бриггса в вахтенном журнале, Не было и непогоды, как утверждал капитан другого судна, шедшего тем же курсом неделю спустя. Это был капитан Дэвид Морхаус, управлявший почти такой же бригантиной «Деи Грация», которая должна была доставить в Геную груз нефти. Бриггс и Морхаус долго ходили в море вместе и очень хорошо друг друга знали. По счастливой случайности друзьям выпало совершить плавания в одном направлении и практически в одно и то же время.

Однако на полпути, где-то между Азорскими островами и Гибралтаром, Морхаус столкнулся с непредвиденным. «Деи Грация» неожиданно наткнулась на дрейфующую в открытом море «Марию Селесту». Морхаус велел высадиться на покинутое судно нескольким своим матросам. Они обошли весь корабль и доложили своему капитану: команда покинула судно. Все выглядело очень странным, нигде не было и намека на неполадки, «Мария Селеста» не имела никаких видимых повреждений. Однако они заметили несколько интересных деталей.

«Мария Селеста» была оснащена спасательной шлюпкой, в данном случае гребной, но способной плыть под парусом. Как правило, шлюпка располагается над основным грузовым люком между двумя мачтами. Однако при осмотре ее не оказалось. Скорее всего, она была благополучно спущена на воду, уцелевшие бортовые леера свидетельствуют о том, что судно не попадало в сильный шторм. Два других грузовых люка, форлюк носовой надстройки и люк кладовой – были открыты и пришедшие на судно моряки сразу обнаружили нетронутый груз.

Когда капитан Морхаус обнаружил судно, оно дрейфовало на минимальных парусах – нижнем прямом марселе и двух кливерах. Современный анализ подтверждает, что Морхаус наткнулся на «Марию Селесту» именно там, где ей следовало быть, ведомой одними лишь течениями, в особенности если учесть, что судном никто не управлял с момента прохождения Азорских островов.

Весьма интересным представляется тот факт, что деррик-фал, самый прочный канат судна, отсутствовал на месте, однако был обнаружен на корме, своим свободным концом он тралил в воде. Между переборками и палубами судна, а также в кубриках стояла морская вода – посчитали, что она попала в трюм и кубрики через снятые крышки люков. В соответствии с записями вахтенного журнала, «Мария Селеста» дрейфовала на протяжении десяти дней, усилившийся ветер заставил матросов убрать паруса; таким образом, наличие воды в различных частях судна никого не удивило. Поскольку груз спирта оказался цел, а судно не имело видимых повреждений, Морхаус высадил на него часть своего экипажа и велел привести «Марию Селесту» в Гибралтар. Здесь он доложил о том, что команда покинула борт «Марии Селесты», началось обстоятельное расследование, целью которого была выплата владельцам страховых сумм и доставка груза получателю. После разгрузки и тщательного обследования трюма следствие пришло к выводу, что девять бочек пусты. Ни единого повреждения, но пусты.

Читать дальше Версии

 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,