Версии о судьбе «Марии Селесты»
При разработке возможных версий упоминали давние дружеские отношения между Бриггсом и Морхаусом, их заподозрили в сговоре и мошенничестве с целью получить страховку за судно и груз; однако такой вариант не имел смысла с точки зрения выгоды. Говорилось о возможном нападении пиратов, о мятеже, который затеяли пьяные матросы Бриггса, однако при глубокой проверке все версии рассыпались – для окончательного вывода не было доказательств.
Возникли даже самые невероятные толкования того, что могло произойти с судном: назывались такие нетривиальные причины, по которым команда покинула судно, как водяной смерч или аномальной высоты волны. В частности, некто Дэвид Вильямс позволил себе предположить, что судно попало в эпицентр землетрясения, произошедшего на дне океана. Он утверждал, что американским и британским военно-морским силам известно, что такие подводные колебания способны вызвать сильный шторм и разрушение суден. Однако о том, что в указанное время в этих водах было землетрясение, никто не сообщал.
То есть, теория Вильямса заключается в следующем: подводное землетрясение настолько раскачало судно, что из печи на камбузе высыпались угли, и команда покинула «Марию Селесту», испугавшись, что пожар может вызвать взрыв, ведь в трюмах находился спирт. Вильямс абсолютно правильно отмечает, что ряд судов значительно пострадал от подобных явлений, однако о том, что они имели место на «Марии Селесте» никто из проводивших расследование не докладывал.
Версия о парах спирта
Существует ряд свидетельств, подтверждающих одну из самых распространенных версий, версию о воспламенении паров спирта. При осмотре судна в Гибралтаре установлено, что груз цел, за исключением девяти бочек, оказавшихся пустыми. Причина, по которой они опустели, понятна любому бочару. Все остальные бочки, кроме этих девяти, были сделаны из белого дуба. Известно, что древесина белого дуба имеет закрытые поры. Благодаря этой особенности, бочки из такой древесины являются влагостойкими. Именно в такие бочки разливают вина и другие спиртные напитки. Девять опустевших бочек были сделаны из красного дуба, древесина которого не имеет таких качеств, жидкость, налитая в такую бочку, медленно просачивается сквозь нее. Само собой, в такую тару помещают исключительно сухие грузы. Непонятно, по какой причине владелец груза, Meissner Ackermann & Co. распорядился перевозить спирт именно в таких бочках.
Вероятно, в какой то момент весь содержащийся в них спирт просочился сквозь пористую древесину, пары скопились в трюме, и матросы обратили внимание на посторонний запах. Нет точных указаний о том, где именно стояли эти девять бочек, возможно, их загораживали другие. Капитан, очевидно, велел осмотреть груз, но это не принесло результатов: запах присутствовал, а следов утечки не было. По всей видимости, капитан пришел к выводу что обстановка становится небезопасной, поскольку запах спирта распространился по всему судну. Похоже, именно по этой причине он дал команду открыть крышки люков и проветрить трюм во избежание возгорания. Однако пары спирта тяжелее воздуха, они скопились внизу и выветрить их оказалось не так-то легко.
Команда опасалась того, что взрыва или пожара на судне не миновать. Шлюпку спустили на воду и все, кто находился на борту, вынуждены были покинуть «Марию Селесту». Не было абсолютно никакой паники, однако капитан поторапливал, все действовали слаженно и уверенно. Капитан не забыл взять с собой секстант и морской хронометр – приборы, необходимые в море, все лишнее осталось на борту. Никаких свидетельств того, что экипаж намеревался покинуть судно насовсем, нет, возможно, Бриггс намеревался переждать, пока опасность минует, на некотором расстоянии от бригантины. Для этого шлюпке нужно было отойти от судна. Команда воспользовалась самым прочным фалом, но, скорее всего, когда ветер усилился, и судно набрало ход, деррик-фал натянулся и лопнул. На веслах догнать бригантину оказалось невозможным. Сообразив, что судно недосягаемо, капитан велел грести к острову Санта Мария в Азорском архипелаге. И, как это чаще всего бывает, перегруженную шлюпку ждала незавидная участь – ее поглотил Атлантический океан.
В течение десяти последующих дней «Мария Селеста» дрейфовала при легком ветре и открытыми люками. Пары спирта выветрились, вот почему корда люди Морхауса обследовали судно, они не заметили никаких необычных запахов. Около 450 британских галлонов спирта испарились за время плавания «Марии Селесты» в Гибралтар.
Эксперимент и предположения
В 2006 году доктор Андреа Селла, химик из Лондонского Университета, провел эксперимент, воссоздав условия, которые заставили капитана Бриггса немедленно эвакуировать команду «Марии Селесты». Селла наполнил бокс кусками бумаги и бутаном, а затем поджег их. В результате возгорания возникла вспышка, сильная, но угасшая сразу, как только прогорела бумага. Доктор Селла предположил, что подобная вспышка могла возникнуть и в грузовом отсеке «Марии Селесты», команда судна переполошилась, капитал подумал о возможности еще одного взрыва, более мощного. Взрыв этилового спирта в трюме «Марии Селесты» не имел бы разрушительной силы, и все же, возможность взрыва не на шутку напугала и капитана, и команду.
Таким образом, вполне резонно можно утверждать, что экипаж «Марии Селесты» покинул судно добровольно, и в этом нет никаких сомнений. О причинах спешной эвакуации мы можем судить исключительно по имеющимся доказательствам, остальные версии оказываются несостоятельными. Не может быть сомнений в том, что команда эвакуировалась в связи с опасностью взрыва паров этилового спирта, скопившихся в трюме. Действия капитана Бриггса можно считать абсолютно разумными и полностью оправданными, хоть они и привели в результате к плачевным последствиям.