Насекомые окружают нас повсюду, в какой бы отдалённый уголок мира мы ни отправились и в каком бы суперсовременном здании посреди буйства цивилизации ни находились. Несмотря на это, человечество всегда испытывало по отношению к насекомым смешанные чувства, среди которых удивление, интерес, но в первую очередь опасение. Слишком уж необычные с нашей точки зрения это создания, слишком уж они сами и их образ жизни отличаются от всего того, что нам кажется естественным. Так что вполне объяснимо, почему такая тема, как насекомые-мутанты, находит широкий отклик среди современной публики.
Настоящие хозяева Земли
Люди привыкли считать себя главными существами на нашей планете. Человечество действительно занимает особое место благодаря своему разуму и всем тем техническим, научным, технологическим и культурным достижениям, которыми он своему разуму обязан. Однако с чисто биологической точки зрения главным классом живых существ на Земле являются именно насекомые. Во-первых, они самые многочисленные, их насчитывается свыше одного миллиона видов. Для сравнения – класс млекопитающих, к которому в биологической классификации относится и человек, состоит из примерно пяти с половиной тысяч видов. Во-вторых, насекомые занимают все возможные экологические ниши, то есть живут фактически везде, где в принципе возможна жизнь.
Благодаря этому насекомые есть в прямом смысле везде, начиная от высочайших горных вершин и заканчивая подводными глубинами , от ледяных пустошей Антарктиды до раскалённых пустынь Сахары и Гоби. Ни один другой класс живых существ не может похвастаться такой жизнестойкостью и приспосабливаемостью к любым условиям окружающей среды. Кстати, в многочисленности и вездесущности насекомых таится первая разгадка того, почему возникла идея о насекомых-мутантах.
Насекомых поистине необъятное количество, каждый год число открытых наукой видов пополняется. Даже учёные не в силах знать всех насекомых, что уж говорить о непрофессионалах. И когда обычный человек вдруг видит необычно крупного комара с непривычной расцветкой или иными признаками, скорее всего, вскоре поползут слухи, что появились страшные комары-мутанты. То, что только в России живут свыше 100 видов комаров, а всего их более трёх тысяч, знают далеко не все.
Помимо этого, внешний вид насекомых чаще всего значительно отличается от общепринятых эстетических канонов прекрасного, за исключением разве что бабочек и стрекоз (да и то потому, что мало кто видел бабочек и стрекоз при сильном оптическом приближении). Строение и внешний вид насекомых неизбежно ассоциируется у людей с чем-то необычным, отталкивающим, ужасным, даже неземным. Оттого именно насекомые зачастую являются визуальным воплощением человеческих страхов и кошмаров. Особенно явно это проявилось после появления кинематографа, вида искусства, наиболее приспособленного к тому, чтобы «оживлять» пугающие образы подсознания . Пауки-мутанты – один из самых популярных персонажей кинематографа, в первую очередь тех жанров, что ориентированы на острые ощущения зрителей. Хищный образ жизни, пугающий облик, включающий в себя множество глаз, «мохнатые» лапки и страшную пасть: лучшего кандидата на героя «страшилок» просто не придумать.
Биология подпитывает страхи
К тому же насекомые обладают природными особенностями, которые способствуют их настороженному восприятию со стороны людей и появлению множества мифов о чудовищных существах. Мифы эти подпитывают массовую культуру, которая делает эти образы популярными, а они, в свою очередь, порождают новые легенды, зачастую на пустом месте. Получается замкнутый круг – но у него есть своё биологическое начало. Взять хотя бы такую удивительную особенность жизненного цикла насекомых, как метаморфоз. Внешние и внутренние изменения строения организма свойственны практически всем животным: например, человек представляет собой разные существа в период внутриутробного развития, в детстве, в половозрелом возрасте и в старости. У насекомых всё ещё радикальнее – у них наблюдается полное превращение и неполное превращение. Насекомые с неполным превращением проходят три стадии жизнедеятельности. В этом плане они схожи со сложными животными, в том числе с млекопитающими. Первая стадия это яйцо, которое по своей сути может быть соотнесено с внутриутробным развитием.
Вторая стадия это личинка, «вылупившаяся» из яйца. Личинка насекомого с неполным превращением по своему внешнему виду и общим характеристикам похожа на взрослую особь (взрослая половозрелая особь насекомого именуется имаго) и является фактически её уменьшенной копией, постепенно развивающейся до взрослого состояния. Третья стадия, это соответственно, имаго, полноценное насекомое. А вот с насекомыми с полным превращением всё сложнее, они проходят как минимум четыре стадии – яйцо, личинка, куколка, имаго (иногда ещё и пятую стадию предличинки). Из яйца у таких насекомых появляется личинка, которая зачастую ничем не напоминает будущее взрослое насекомое.
Классический пример это разнообразные виды бабочек, личинки которых выглядят как гусеницы. Личинка набирает необходимый вес и энергетический запас, после чего впадает в состояние куколки – своеобразный анабиоз, во время которого происходит радикальная трансформация и из куколки в виде имаго появляется уже совсем другое существо. Способность насекомых к таким почти волшебным превращениям также является одним из источников постоянно возникающих слухов о насекомых-мутантах.
Среди насекомых мутанты появляются проще
Не стоит забывать и о том, что многие насекомые обладают способностью к гинандроморфизму, то есть к наличию в организме генотипов и мужского, и женского пола. Это может быть хорошо заметно - одна часть тела имеет внешние признаки мужской особи, другая – женской особи. Но может проявляться и лишь в критических обстоятельствах. Обычно этот механизм проявляется в случае дефицита внутри популяции на определённой территории особей того или иного пола, мужского или женского. Тогда включается механизм самосохранения и гинандроморфные особи, до этого бывшие, например, мужскими, становятся способными к оплодотворению и откладке яиц, временно становятся женскими особями. Впрочем, это не специфическая способность только лишь насекомых – подобный механизм известен, к примеру, у рыб. Что гораздо интереснее, так это более гибкий в плане подверженности мутациям природный характер размножения насекомых. В отличие от млекопитающих и других видов сложных животных насекомые способны к межвидовому скрещиванию, дающему жизнеспособное и плодовитое потомство.
Это означает, что у насекомых активно задействован механизм мутации несоматических клеток, то есть клеток, участвующих в размножении. За счёт этого возможно появление новых видов, обладающих особенными функциями и характеристиками. И эти виды будут жизнеспособны, размножатся и займут свою биологическую нишу. Это в буквальном смысле слова насекомые-мутанты, поведение и судьба которых предсказать довольно сложно. Хрестоматийным примером является африканизированная пчела – гибрид африканской пчелы и нескольких видов европейских пчёл.
В 1950-е годы они были выведены в Бразилии, так как обычные пчёлы в тропическом климате этой страны не приживались. Было решено дать обычным пчёлам физическую силу и выносливость африканской пчелы: но в результате появился гибрид, обладающий к тому же ещё и ярко выраженной агрессивностью как по отношению к сородичам, так и к другим животным. Африканизированная пчела была по ошибке выпущена на волю, успешно размножилась, стала многочисленной и неуклонно расширяет ареал своего обитания на север. Эти пчёлы необычно агрессивны, уничтожают другие виды пчёл и активно нападают на крупных животных и даже на человека. За последние полвека в Бразилии зафиксировано около 400 случаев гибели людей от укусов африканизированных пчёл. Так что если кому-то нужны реальные, не вымышленные примеры страшных насекомых-мутантов , то не нужно их искать в абсурдных мифах и фантастических кинофильмах.
Александр Бабицкий