Юриспруденция - дьявольская наука?
Изучая доступные документы, обозначаемые как договоры с дьяволом, можно придти к мысли, что юриспруденция, особенно в части составления договоров, имеет явно демонические корни. Договоры с дьяволом очень напоминают современные юридические соглашения, в которых до самых невероятных вариантов прописаны все обязательства, санкции, преференции и тому подобное.
Подробности договоров с дьяволом
Обязательства со стороны человека обычно начинались с обещания отказаться от принятой ранее христианской веры (в средневековой Европе невозможно было найти, исключая иудеев, некрещеных людей). Это означало символический отказ от Крещения, отречение от крестных родителей и новый обряд дьявольского крещения с новыми восприемниками. Кроме того, сюда входили богохульные клятвы на Бога, которые должны были расторгнуть с Ним всякую связь, и обязательства подчинить свою душу дьяволу.
Взамен люди не просто просили денег, богатств, славы, плотских утех или волшебных способностей. Существующие договоры демонстрируют пространные списки тех «бонусов», которые люди, продавшие душу дьяволу, желали получить от дьявола в тех или иных жизненных обстоятельствах. Вот, например, несколько пунктов из договора с дьяволом некоего Урбена Грандье, представленного на судебном процессе в 1634 году:
- если я буду нуждаться в значительной сумме денег, независимо от времени или предназначения, ты обязан указать мне тайные или спрятанные сокровища;
- обязан охранять меня от человеческих болезней и повреждений в течение пятидесяти лет;
- обязан заставить меня быть любимым и принятым королем и всеми аристократами и чтобы все соглашались без вопросов с тем, что я могу пожелать от них;
- обязан предоставлять мне правдивую и всестороннюю информацию, без искажения или двусмысленности, по каждому вопросу, о котором я тебя спрошу;
- обязан научить меня тем языкам, какие я пожелаю выучить, так, чтобы я мог читать, разговаривать и высказываться так совершенно, как будто я владел ими с детства.
Нужен ли в таком деле договор?
В отличие от средневекового католического мистицизма православное богословие смотрит на всю тему договора с дьяволом довольно скептически.
Прежде всего, в христианстве не существует такого понятия, как «раскрещивание» - ритуал, который в легендах о сделках с дьяволом имеет весьма важное значение. Крещение, согласно христианской догматике, имеет необратимый и неотменяемый характер, то есть это таинство совершается на всю жизнь и не может быть отменено. Однажды крещёный, человек остаётся им навсегда, как в земной, так и в загробной жизни, и не может по собственному произвольному желанию «стереть» его.
При этом в христианстве есть такое явление, как отлучение от Церкви - это запрет недостойному, провинившемуся или открыто противостоящему Церкви христианину приступать к церковным таинствам. Прежде всего, это касается запрета на Причащение Тела и Крови Христовой. Однако, во-первых, отлучение никоим образом не отменяет крещения, во-вторых, носит не окончательный, а временный педагогический характер. Отлучение признано не покарать, а вразумить человека, чтобы он исправил свою жизнь, покаялся в грехах и снова был достоин вести полноценную церковную жизнь. Так что никакого отказа от крещения Церковь не признаёт.
Что же касается самой возможности - как реально продать душу дьяволу с помощью юридического соглашения, - то Православие не отрицает самой возможности такой формы взаимоотношения человека с демоническим миром. Однако христианство не видит в нём смысла: любой человек, который творит грехи, тем более тяжкие, стремится к удовлетворению своих страстей и греховных наклонностей и при этом не испытывает раскаяния, уже вступает в неписанный, но при этом весьма действенный договор с дьяволом . Он уже наносит своей душе серьёзный урон, который с какого-то момента становится невосполнимым и тем самым самовольно обрекает её на посмертные страдания в аду.
Александр Бабицкий