В некоторых словесных коллизиях, сочетания слов, да и в отдельных словах, порой, встречается нечто странное и даже мистическое. С одной стороны, мы в ХХI веке перестали доверять слову. Возможно, этому способствовала жёлтая пресса и переполнившие Интернет небылицы, но слово в наши дни мало что значит. Одни высказывания Жириновского, который сегодня во всеуслышание говорит одно, а завтра прямо противоположное, многого стоят.
Фраза урки из известного кинофильма: «Чего не скажешь в шутейном разговоре» стала летучей и воспринимается как оправдание любой лжи и бессмыслицы. Но, с другой стороны, есть особенные слова. Например, удивительное и странное слово «клянусь». Значение и амплитуда этого слова огромные. От бытового «мамой клянусь», до вполне официального «клянусь при осуществлении полномочий Президента соблюдать Конституцию...» или, например, врачебной клятвы Гиппократа. Почему? Что в этом слове такого особенного?
Клятва в быту
Действительно, почему однокоренные слова «клятва», «клянусь», «проклинаю» даже в самой обычной, будничной жизни наполняются значительным, даже торжественным содержанием. Мы клянёмся самым дорогим: «родителями», «жизнью детей», «всеми святыми», «честью» и т.п. Слово «клятва», как и «вера» «Бог», «мама», «отец» уже на генетическом уровне связаны в нашем сознании с понятиями столь серьёзными и значительными, что их невозможно просто, что называется, бросить на ветер. В советские, атеистические времена этот феномен понимали и уже в детстве мы давали клятву «быть верными делу Ленина и коммунистической партии», вступая в пионеры, и клятву на верность Родине, принимая воинскую присягу.
История клятвы исчисляется тысячелетиями. Ещё у древних это слово играло важную роль. Вспомним хотя бы клятву братьев Горациев отомстить врагам, либо умереть, клятву Эдипа, который поклялся народу найти убийцу царя Лая, или знаменитую Ганнибалову клятву быть до смерти врагом Рима. Клятвенный ритуал невероятным образом прошёл через века и сохранился до наших дней. Причём, не только в религии, но и в обычной светской жизни. От свадебной клятвы в любви жениха и невесты, магической клятвы на крови, клятвы при посвящении в рыцари, до самой современной, ежегодной клятвы первокурсников московской Академии водного транспорта на верность российскому флоту. Но особенно большое значение, конечно, имеет клятва в религии.
Клятва в иудаизме
В культовых и этических нормах иудаизма клятва служила и до сих пор служит торжественному скреплению обязательств как отдельных лиц, так и общества в целом. В Торе (Ветхом завете) клятва связывается с призыванием Бога в свидетели и с готовностью принять от Всевышнего кару в случае её нарушения. При этом создавалось представление, что Бог скрепляет данное обещание. Суд даже признавал клятву одной из форм доказательства и мог освободить ответчика от иска только на основании клятвы. В религиозных кругах ложная клятва или её нарушение считается одним из самых тяжких смертных грехов: «Не пощадит Яхве того, кто произнесёт Его всуе...».
В новые времена появилась возможность освободиться от кляты, Но для этого требовалась помощь раввина или трёх членов общины. При этом дававший клятву должен был объяснить, почему он от клятвы отказывается. Позже, начиная с ХVII века, приведение к клятвенной присяге всех участников судебного процесса, стало обязательным. При этом для евреев произносились устрашающие и довольно унизительные проклятия в случае нарушения клятвы: «Если я солгал, пусть разверзнется земля и поглотит меня живьём» и т.п. С середины ХIХ века во многих европейских странах эти унизительные для евреев заклятия и обряды были отменены. Остались только слова: «Клянусь именем Бога Израиля».
Давая клятву, религиозные евреи поднимают правую руку. Иногда было достаточно поднять руку, что и означало «клянусь». Клялись «жизнью» (указывалось чьей), «небом», «землёй», «Храмом», «Иерусалимом». Самой нерушимой и священной считалась, да и сегодня считается, клятва именем Бога.
Клятва в христианстве
У христиан клятва теряет значение. В евангелии от Матфея читаем слова Иисуса Христа из Нагорной проповеди: «А я говорю: не клянитесь вовсе. Ни небом, потому что оно престол Божий, ни землёй, потому что она подножие ног Его, ни Ерусалимом, потому что он город великого Царя. Будет слово вам: «да, да» или «нет, нет». При этом свидетелем верности человека своему слову становится совесть, которая является, по мнению христиан, голосом Бога внутри человека. В Новом завете приводятся слова апостола Павла «Истину говорю во Христе, о чём свидетельствует мне моя совесть...».
Но существуют и некоторые противоречия. По мнению некоторых христианских теологов и религиозных философов, речь идёт не о полной отмене клятвы, а только о запрете клясться теми конкретными понятиями, о которых говорил Христос. Тем более, что далее в Новом завете читаем: «Ангел поднял руку к небу и поклялся Живущим во веки веков». Клятвоприношению христиане следовали и следуют до сих пор, как священники, так и соборы разных лет. Во многих христианских странах лица, дающие показания в суде или принимающие присягу на пост главы государства, клянутся, положив руку на Библию.
Клятва в исламе
У мусульман клясться можно, но только именем Аллаха. Клятвы «жизнью матери», «своей жизнью», «жизнью детей» и другие в этом роде нежелательны. Клятвы у мусульман бывают трёх видов: пустая, ложная и действительная. Пустая клятва, применяемая в разговоре, не более, чем фигура речи и, по мнению исламских богословов, лучше её избегать. Ложная клятва, особенно, заведомо ложная - это, как и в других религиях, один из самых больших грехов. Действительная клятва обычно сопровождается словами «Клянусь Аллахом» или «Клянусь Тем, кто распоряжается человеческими душами». Невыполнение такой клятвы требует не только раскаяния, но и искупления. Причём искупление бывает двух видов. Либо накормить 10 нищих (можно также одного нищего в течение 10 дней), либо трёхдневный пост. Но есть один нюанс. Если принёсший клятву, закончил её словами «...если Аллаху будет угодно», то невыполнение её не имеет значения.
Клятва в буддизме
У последователей Будды (буддизм, кстати, не столько религия, сколько философия) клятва или обет имеет также большое значение. Особый интерес представляют две клятвы. Клятва бодисатвы - буддистов достигших Высшего просветления. Они дают обет взять на себя груз человеческих страданий, и клятва вступающих на путь Будды - освободить своё собственное сознание от зла, зависти, агрессии и других плохих качеств.
Среди буддистских клятв есть такие, которых не встретишь в других религиях. Особенно запомнились клятва стремиться с безграничному спокойствию и клятва стать после смерти ангелом -хранителем для своих детей и внуков. Существует также клятва - никогда не давать никаких клятв. При принятии этой клятвы, все остальные считаются недействительными.
Послесловие
Верю в Бога. Верю в Высший разум. Верю в сакральную смысловую наполненность некоторых слов и, особенно, слова «клятва». Достаточно вспомнить однокоренное слово «проклятие», чтобы убедиться в этом. Родовое проклятие клана Кеннеди, в котором за грехи разбойника Патрика Кеннеди, жившего в ХIХ веке, погибли и погибают до наших дней в результате убийств, самоубийств и различных авиа- и автокатастроф члены этого знаменитого семейства, не может быть случайным совпадением.
Слово «клятва», как и другие однокоренные с ним слова, надо произносить осторожно, не забывая о возможных последствиях. Человеческая мысль, выраженная в слове, не пустое сотрясание воздуха. Не об этом ли говорит народная мудрость: «молчание-золото?».
Лев Мадорский