Русским суеверия свойственны в той же самой степени, что и представителям других национальностей, так как вера в приметы характерна как для народов с традиционным мировоззрением, так и для населения «развитых» стран. Суеверия в России можно условно поделить на два основных типа: исторические и повседневные. Исторические имеют пусть слабеющие, но всё ещё прослеживаемые корни с языческой картиной мира древних славян. Тогда как повседневные приметы в большей степени являются данью моде, личному опыту и периодически появляются и исчезают.
Русские суеверия: копни глубже – наткнёшься на язычество
Корни суеверий большинства народов современной Европы уходят в родственное индоевропейское языческое прошлое. Язычество как упорядоченная, хоть и отличающаяся сложностью и запутанностью, система восприятия мира приучала человека к мысли, что всё взаимосвязано. Мир населён различными духами, божествами, силы природы одушевлены, различные безжизненные, казалось бы, предметы, связаны между собой магическими взаимоотношениями. Поэтому практически каждое событие воспринималось как действие, способное повлиять на судьбу отдельного человека, семьи, народа и даже всего мира. Именно поэтому в язычестве приметы, соблюдение выработанных прежними поколениями ритуалов, праздники и магические действия играли первостепенную роль.
С восстановлением картины русского язычества существует серьёзная проблема: в силу отсутствия у восточных славян в дохристианскую эпоху полноценной письменности подробные сведения о языческих ритуалах, пантеоне божеств, мистических представлениях и тому подобном не сохранилось. В силу этого, например, современное славянское «неоязычество» корректнее называть «псевдоязычеством», так как оно, по сути, было выдумано заново современными идеологами.
Единственным более или менее достоверным источником сведений о славянском язычестве могут считать только народные праздники, сохранившие в себе множество отдельных элементов прежних, дохристианских верований и обрядов. И если изучить эти праздники внимательнее, то окажется, что практически все известные народные приметы и суеверия так или иначе связаны с календарными событиями и приуроченными к ним обрядами. Эти обряды были связаны с представлениями о смерти (особенно почитался культ предков, которых нужно было почитать, дабы получить от них помощь и защиту от злых духов) и о жизни (множество ритуалов, направленных на обеспечение плодородия и тому подобное).
Современные русские приметы и суеверия – в ногу с миром
Впрочем, в настоящее время русские суеверия оторвались от собственных корней и всё больше напоминают общемировые приметы. Это закономерный процесс: традиционные праздники сохранялись и передавались из поколения в поколение в первую очередь среди сельского населения. За последнее столетие Россия фактически перестала быть аграрной страной, подавляющее большинство населения живёт в городах. Городская культура это культура, подверженная мощному влиянию глобализации, когда национальные различия стираются, и на их место приходит общий интернациональный контент. Не исключение в этом плане и бытовое суеверие . Однако пока что ещё сохраняются довольно многие глубоко въевшиеся в наши привычки прежние приметы. Вот некоторые из них:
- неодобрительное отношение к просыпанию соли – это должно повлечь за собой негативные события в жизни человека. Скорее всего, такая примета связана с унаследованным от Средневековья бережным отношением к соли, которая для простого народа была очень дорогой и ценилась как настоящая драгоценность;
- боязнь встретить на своём пути человека с пустым ведром или иной открытой ёмкостью – такая встреча непременно сулила несчастье. Вероятно, здесь наблюдаются следы языческого мировоззрения: когда славяне одушевляли окружающий мир, для них любая пустота была относительной - повсюду вокруг были духи и фантастические существа потустороннего мира . Следовательно, они могли находиться везде, где было свободное пространство;
- запрет на свист внутри жилого помещения – такое действие «привлекало» к этому дому бедность, нужды, разорение. Данное распространённое суеверие связано ни больше ни меньше с верой наших предков в домовых - свист для этих духов-хранителей жилища, согласно поверьям, был особенно неприятен. Так что из домов, где свистели, домовые уходили в поисках лучшего пристанища. А без домового любой дом был обречён на запустение и обнищание;
- нежелательность наступать на порог при входе в дом – иначе это грозит бедой как данному дому и его обитателям, так и совершившему этот поступок. Дело в том, что одним из наиболее сильных языческих средств по защите своего жилища от злых духов внешнего мира считалось захоронение останков своих предков под порогом дома. Славяне полагали, что души предков, таким образом, будут постоянно находиться на страже дома, станут своего рода часовыми, мимо которых злые духи не смогут пройти. Именно поэтому наступить на порог (равно как и передавать что-либо через порог) считалось оскорблением духов предков, захороненных под ним. Оскорблённые души могли отказать дому в защите – а кто хотел остаться беззащитным перед всякой нечистью?
Музей русских суеверий – Баба-Яга и кикимора в роли экспонатов
В России существует даже специальный Музей русских суеверий, который призван россиянам напомнить, а иностранцам презентовать во всей красе, народные суеверия, приметы, персонажей сказок, былин и легенд. Причём расположен этот музей, по иронии судьбы, в самом западном регионе России, в Калининградской области – то есть фактически на не русской земле, а в окрестностях древнего прусского города-крепости Кенигсберга, в 1945 году включённого в состав СССР. Впрочем, ни самому музею, ни его экспонатам и посетителям, ни его основателю, художник и резчику по дереву Михаилу Семёнову, данное обстоятельство не мешает. Основал Семёнов данный музей в 2002 году в районе посёлка Лесное на Куршской косе, а в 2008 году коллекция музея переехала в посёлок Янтарный.
В 2012 году экспозиция вернулась на Куршскую косу и заняла специальное помещение – отдельный дом, стилизованный под старорусскую избу. Собственно, концепция Музея заключается в наглядном представлении всех тех сказочных мистических персонажей и народных примет, которые многим известны лишь на словах. Михаил Семёнов лично вырезал из дерева около 80 скульптурных изображений подобных персонажей, начиная от Змея Горыныча и заканчивая Водяным. Помимо этого, в музее представлена экспозиция примет и суеверий: на каждую обозначенную примету приходится какая-то иллюстрация и объяснение, содержащее значение и происхождение данной приметы.
Александр Бабицкий