Практика показывает, что к началу XXI века люди в своём интеллектуальном и духовном развитии не слишком далеко ушли от своих предков. Казалось бы, кто может в третьем тысячелетии верить во всякие суеверия типа барабашек, ведьм , колдунов и прочую народную мистику? Но нет – стоит ночью в квартире раздастся каким-нибудь звукам или кому-то спросонья увидеть в углу или на потолку что-то мохнатое, как сразу вспоминают о таком персонаже народной мифологии, как домовой.
Если есть дом, то как же без домового?..
С точки зрения учёных существования в народно-языческих верованиях такой фигуры, как домовой, объясняется очень просто. Для этого достаточно вспомнить, что религиозное сознание человечества проходило через несколько этапов. И одним из таких этапов было наделение всего мира душой: душа была у всего – у леса, у реки, у отдельных деревьев, у животных и так далее. То есть всё, что имело для человека то или иное значение, наделялось душой. В этой связи совершенно естественно, что дом, жилище, пространство, в котором человек чувствовал себя защищенным, было не просто зданием, а священным пространством. Поэтому оно никак не могло обойтись без особой духовной субстанции, без сверхъестественного защитника и покровителя. Именно таким образом сознание наших предков и создало домового.
В народной же мифологии происхождение домовых, то есть определённых духов, обитающих в домах людей, описано довольно красочно.
Распространено поверье, что домовые это падшие ангелы , то есть бесы, но которые не последовали в ад в наказание за своё восстание против Бога, а были сосланы на исправление на Землю.
Дело в том, что они раскаялись в своём преступлении и им за это был шанс искупить свою вину. Для этого они и должны были соседствовать с людьми, помогать им и оберегать их жилище. По одной из версий, если домовой в течение определённого срока хорошо исполнял свои «служебные обязанности», ему даровалось прощение и возвращение в рай. Так что отношение к домовому было настороженное, но всё же в большей степени положительное. Домовой воспринимался как своенравный, иногда капризный и способный недобро подшутить над людьми, но всё-таки помощник и хранитель дома, который своими действиями охранял его и приносил хозяевам достаток и благополучие. Так что в народном восприятии домовой это, конечно, нечисть, но нечисть домашняя, хорошая.
Близкие контакты
Так что вполне логично, что из представителей «низшего духовного мира» именно с домовым люди предполагают идти на контакт – он же вроде как свой, к тому же всегда рядом. Конечно христианство не признаёт ни домовых, ни иных персонажей народной, языческой в своей основе, мифологии. Позиция, в частности, Православия предполагает два варианта: либо все «свидетельства» наличия в доме домового это откровенная фантазия и самовнушение, либо имеет место быть соприкосновение с демоническим, поэтому крайне опасным миром. Однако современная массовая психология, как и раньше, относится к домовым более снисходительно и считает, что лучше с домовыми не ссориться.
На практике эта позиция состоит из двух видов мероприятий: во-первых, не ссориться с домовым, во-вторых, попытаться подружиться с ним.
Больше всего сложностей у современных «друзей домовых» с тем, чтобы определить – а что конкретно теоретически может не понравится домовому? Дело в том, что в этой области процветает большое разнообразие рецептов, порождённое, с одной стороны, многообразием народных представлений в разных регионах, с другой, богатой фантазией современных людей. В одних случаях заявляют, что домовые не терпят, когда в доме курят – но во многих легендах утверждается, что домовые, напротив, очень любят табак. В других вариантах утверждается, что в углы и за печку нужно бросать всякий мусор, которому, мол, домовой найдёт применение – но при этом часто подчёркивается, что домовому не нравятся неряшливые и нерадивые хозяева, которые не содержат дом в чистоте.
С той же частью, как понравиться домовому, всё гораздо проще: в конце концов, всем живущим под одной крышей нравится примерно одно и то же. Так вот, универсальный перечень того, как наладить отношения с домовым, представляет собой: уважительное обращение к домовому, иногда даже справление особых праздников (именин домового), и, главное, предоставление ему пищи и питья. Что касается ставших многочисленными за последние два десятилетия свидетельств о контактах с домовыми и барабашками (что можно считать синонимами), то это весьма популярная тема для определённого вида СМИ – но нет ни одного случая, когда реальность домовых или иных подобных существ была подкреплена какими-то конкретными достоверными доказательствами.