Народные сказки чаще всего отзываются о дремучем лесе как о месте опасном, таинственном, откуда стоит ждать неприятностей и бед и лучше без особой надобности близко к нему не подходить. Очевидно, что такое традиционное восприятие леса связано вовсе не с дикими животными (хотя и поводов опасаться волков и медведей раньше было куда больше, чем сейчас), а с представлениями о неких сверхъестественных существах, там обитающих. И главным из лесных мифологических существ был, разумеется, леший.
Лес не может быть без хозяина
Представления о том, что лес населён особыми существами, связанными с ним сверхъестественными отношениями, относятся к наиболее древним пластам религиозного сознания человека. Ещё не было представления о едином Боге, а вот уже самые различные варианты лесных существ, которые оберегали лес и деревья от непрошенных гостей и сами были не слишком дружелюбны, уже существовали. Сообщения о леших, бродивших по глухим лесам, приветствуют в Ветхом Завете – что уж говорить об античных языческих верованиях, где такие существа, как сатиры и фавны (наполовину люди, наполовину животные) были весьма обычными, популярными и распространёнными. В настоящее время учёные пытаются найти истоки образа лешего в человеческом сознании как в источниках сугубо религиозного мышления (лес, как и другие природные зоны, должны были быть одушевлены), так и в возможных «реальных» прототипах (выдвигаются версии, что за леших принимали выживших неандертальцев , снежного человека и тому подобных).
Народные верования гласят, что увидеть лешего можно обычно лишь в том облике, в котором он сам захочет предстать перед человеком. Чаще же всего он желает предстать во вполне человекоподобном образе, обычно это либо старик, либо угрюмый могучий мужчина в неряшливой одежде, которая выдаёт его дистанцию от мира обычных людей. Всегда ли леший выглядит именно так, различные легенды оспаривают одна другую. По некоторым версиям у лешего всегда такой человекоподобный образ, по другим он может менять внешность, превращаясь в любое лесное животное (кроме птиц), по третьим леший в своё природном состоянии это некое лесное чудище, представляющее собой гибрид между медведем и козлом.
Лешего нужно заносить в Красную книгу?
Поведение лешего в фольклоре в общем и целом исчерпывается его ролью хранителя леса. В этом отношении на нём лежит ответственность за всех лесных обитателей, в результате чего леший является фактически заведующим лесным хозяйством. Он не слишком сентиментальный, но при этом ответственный хозяин, главная задача которого это соблюдение естественного баланса, сохранение малочисленных видов животных от вымирания и ограничение численности слишком уж расплодившихся животных. В этой связи понятны натянутые и подчас откровенно враждебные взаимоотношения леших с людьми, так как люди активно вторгаются на исконную территорию лешего, рубят лес и охотятся на зверей. Поэтому встретить лешего, по легендам, для человека чаще всего не к добру. Леший заманивает человека в чащу, где своими проказами запугивает последнего либо до безумия, либо до смерти.
Правда, чем дальше легенды о леших уходят от древности, тем более «социальным» в них становится и леший. Постепенно появилось соображение, что леший и человек могут вступать в деловые отношения. Так, охотники могут осуществлять свою деятельность в лесу, если только договорятся с местным лешим – а договориться чаще всего можно было за счёт спиртного, до которого лешие были большие любители. Или если непосредственно рядом с лесами паслись стада домашних животных, то их пастухи должны были в начале летнего сезона отдать лешему в качестве платы одно животное: в противном случае нужно было ждать систематических нападений на стадо. Но даже при таком раскладе лешие и люди оставались скорее врагами, чем партнёрами: леших подозревали в похищении девушек и маленьких детей. Однако, если с девушками речь шла об обыкновенном насилии (в некоторых случаях рассказывают том, как девушки вступают в связь с лешими в обмен на богатство), то детей они уговаривают и соблазняют добрым отношением (поэтому к ним уходят дети от жестоких родителей). Отношения между лешими обычно описывают как сложные, лешие представлены как одинокие и замкнутые существа, но есть и версии о целых семьях или даже деревнях леших в глухих лесах.
Александр Бабицкий