Когда присутствует большое желание узнать о чём-то, но не хватает фактов, рано или поздно побеждает искушение додумать то, о чём доподлинно неизвестно, но по каким-то причинам весьма интересно. Так случилось со славянскими языческими богами: за последние двадцать лет интерес к ним на территории бывшего СССР неизмеримо возрос, появились новые язычники – и появились детально разработанные образы якобы «древних русских богов». И это при том, что достоверных данных о дохристианских верованиях восточных славян очень немного. Так появляются новые старые боги: например, бог Сварог, один из наиболее популярных у неоязычников персонажей славянского пантеона.
Легко запутаться…
Ситуация с богом Сварогом такова, что возникшая путаница как раз естественна: было бы странно, если бы она не возникла. Дело в том, что происхождение этого имени является одной из наиболее любопытных загадок славянской истории. Очевидно, что «Сварог» имеет явное сходство с древнеиндийским словом «svarga», обозначающего «небо, небесный». На первый взгляд, это замечательное по своей убедительности свидетельство древности славянского язычества и сохранения определённых элементов, унаследованных от древних индоевропейских предков. Но специалисты утверждают, что прямое наследование славянами имени Сварога от индоариев практически невозможно: это слово сформировалось в древнеиндийском языке существенно позже того, как предки славянских племён отделились от индоевропейской общности. Поэтому нынешняя интерпретация имени Сварога как «небесного бога» привлекательна, но с научной точки зрения неоправданна.
Сложностей добавляет и путаница, возникшая со Сварогом из средневековых источников. Собственно, основным источником, в котором Сварог упоминается в качестве славянского бога, является «Повесть временных лет». Автор этого произведения прямо указывает, что Сварог в славянском пантеоне выполнял ту же функцию, что и Гефест в античном – то есть он был богом-кузнецом, «заведовал» огнём и, в этой связи, возможно, был покровителем домашнего очага и семьи в целом. Но дело в том, что позднейшие исследователи идентифицировали Сварога с божеством, называемым Сварожич, который был обожествлённой сущностью огня. Современные учёные полагают, что как такового Сварога в реальности в верованиях славян не существовало, он появился в «Повести временных лет» как реконструированный отец Сварожича , что было в дальнейшем подхвачено исследователями XIX – начала XX веков, а за ними и новыми последователями язычества.
Так небесный или огненный бог?
Впрочем, если придерживаться распространённой среди широких масс точки зрения о существовании в славянском язычестве бога Сварога (тем более что неоязычники уже ввели его в свой пантеон, по большей части придуманный ими на основании обрывков данных), приходится биться над одной дилеммой. Дилемма всё та же: кем же всё-таки был Сварог, какие функции он выполнял, за какую часть мира или деятельность был ответственным? Версий на данный момент три. Первый вариант апеллирует к истолкованиям имени этого бога в древнеиндийском переводе, который звучит как «ходящий по небу». Сторонники этой версии считают Сварога верховным небесным богом славян , богом, которому подчинялись другие божества и тем, кто и создал мироздание (проводится параллель между значениями слов «сварганить» и «создать»).
Вторая версия опирается на свидетельство «Повести временных лет» и произошедшую от неё традицию считать Сварога богом-кузнецом, богом, ответственным за позитивную созидательную деятельность, покровителем человеческих трудов, дома и семьи. Кроме того, в такой версии Сварог наделялся рядом черт Прометея – как и древнегреческий герой, Сварог фактически дал людям возможность преобразовать мир своим трудом, дал им представления о новой жизни, только разве что его за это никто не наказывал и к скале не приковывал. В эту схему достаточно логично встраивается интерпретация божества Сварожича как сына Сварога, отвечающего за одну из ипостасей отца – за священный огонь. Третья версия идёт по простому пути объединение двух предыдущих – в ней Сварог это бог «небесного огня». Чаще всего это никак не истолковывается – действительно, если красиво звучит, зачем истолковывать? Нередко это понимается как источник жизненного света (тогда Сварог называется отцом Даждьбога , славянского бога солнца), как символ единения воздушной и огненной стихии (это делает Сварога представителем одного из наиболее древних поколений языческих богов). Вместе с тем нужно помнить, что все эти версии являются лишь современными измышлениями о характере одного из славянских языческих богов.
Александр Бабицкий