Мифология – удивительная сфера человеческой культуры, в которой переплетаются религиозные верования, литературное творчество, бытовая жизнь и исторические факты. Пожалуй, лишь в мифологии и в искусстве возможно такое, чтобы сначала был вымышлен один персонаж, а затем от этого персонажа появился бы ещё один, не менее вымышленный. Как раз такая история приключилась, по мнению большинства учёных, с Лелем, которого немалое число людей считает славянским божеством.
Чем мы хуже греков и римлян?
Чтобы понять, откуда вдруг появилось представление о божестве по имени Лель, нужно сначала понять, кем именно он являлся. Так вот, согласно распространённой версии, Лель это сын Лады , славянской богини весны, любви, семейных супружеских взаимоотношений. Данные о том, кто был отцом Леля и его сестры-близнеца Лели, противоречивы и в итоге приводят к некоему выводу по умолчанию, что отец, конечно, был, но его личность не имеет в этом мифе никакого значения.
Так вот, достаточно единого взгляда на Леля, божества низшего порядка, чтобы понять, что он как две капли воды похож на аналогичных божеств из античной языческой мифологии – у греков он именовался Амуром, у римлян – Купидоном. Как и у его античных собратьев, у Леля была основная обязанность – воспламенять любовной страстью сердца людей. Он и выглядел ровно так, как его себе представляли и не один раз изображали античные скульпторы: очаровательный мальчик явно дошкольного возраста с золотыми кудрями и крыльями за спиной. Разве что способ вызывать в сердцах смертных любовь была другая: если Амур и Купидон расстреливали с этой целью сердца из волшебного лука, то Лель зажигал страсть чудодейственными искрами, сыпавшими из кончиков его пальцев. Этим и ограничивались божественные дела Леля, если верить новым представлениям о славянском языческом пантеоне.
Подражательство до добра не доводит
Красивый и в чём-то даже поддерживающий национальную гордость (а предки наши были не хуже римлян) миф о божестве по имени Лель, как полагают специалисты, к древним славянам не имел никакого отношения. Начать хотя бы с того, что богиня весны и любви Лада, в которой очевидно можно усмотреть «слепок» с античной Афродиты, тоже персонаж искусственный, выведенный писателями и хронистами в Новое время, и развитый за последние два века. Соответственно, проблематично поверить в то, что такой богини-матери у славян-язычников не было, а божество-сын был. Преобладающим в наше время является мнение, что Лель появился «на горизонте» вследствие тех же недоразумений, которые породили и его мать, богиню Ладу.
Дело в том, что под влиянием эпохи Возрождения и распространения гуманистических идей, сопровождавшихся интересом к античному языческому культурному наследию, в странах восточной Европы в XVI-XVIII столетиях также начали более или менее активно собирать сведения о сохранившихся славянских языческих традициях. В первую очередь этим занялись польские историки, писатели и хронисты, принявшиеся записывать древние народные обряды, песни, изучать ритуалы и сказки, которые сохранили древний языческий пласт. Одним из основных источников стали фольклорные песни, в том числе свадебные. Именно в древних славянских песнях и были услышаны и записаны слова «лада», «лель», «лелю» и тому подобные.
Эти слова по причине их частого повторения в качестве песенного рефрена (причём как у западных, так и восточных славян, лишь с некоторыми незначительными различиями) показались тогдашним исследователям важными. Следуя логике, что важными словами в ритуальных песнях могли быть лишь имена божественных сверхъестественных персонажей, хронисты записали их именно в качестве богов – так и появились богиня Лада и связанное с ней божество Лель. Несколько позднее, уже в XVIII веке, следующие поколения деятелей культуры пошли дальше – они связали эти имена якобы существовавших богов с образцовой языческой системой, с античной. Именно поэтому богиня Лада, связанная с весенними и свадебными песнями, получила черты Афродиты, а упоминающийся с ней Лель стал её сыном и получил все признаки Амура-Купидона – внешность и функции по вселению любовной страсти в человеческие сердца. В действительности же никаких иных свидетельств о присутствии среди древних славянских богов персонажа по имени Лель просто нет, это не более чем созданный относительно недавно литературный герой.
Александр Бабицкий