С одной стороны, Перуна можно считать «везучим» языческим богом – в самом деле, если какое-то имя всплывает в головах людей, когда они слышат «славянское язычество», так это именно Перун. С другой, этому божеству повезло куда меньше чем его непосредственным европейским «родственникам», другим богам-громовержцам Зевсу и Тору – они-то давно стали частью мировой культуры, на них существует устойчивая мода в кино и комиксах. А вот их славянский собрат не значится ни в каких рейтингах. Что же, возможно, пришло время узнать о Перуне побольше.
Княжеский бог, князь богов
Пожалуй, ни одного другого языческого славянского бога учёные не исследовали с такой относительной лёгкостью, как Перуна. Если по другим членам славянского пантеона информации либо мало, либо почти нет, то сведений о Перуне достаточно для целостного портрета этого божества. Функции Перуна ясны уже из его имени, которое на древних славянских языках означал «разящий, бьющий, ударяющий»: тем самым делался акцент на его функциях бога-громовержца, который способен поразить кого угодно громом и молниями. Кроме того, Перун являлся покровителем профессиональных воинов, то есть дружинников и, тем самым, богом войны. Всё это постепенно сделало его не только уважаемым богом, но и главным богом, который главенствовал над остальными богами и богинями и определял порядок во взаимоотношениях между ними, а также с миром людей.
Суровый и скорый на расправу за малейшее неповиновение Перун был не только своего рода князем среди славянских богов, постепенно он стал и княжеским князем, покровителем правителя и его приближённых. Так, ещё в VI веке византийские писатели сообщали, что славяне главным среди своих богов почитают бога-громовержца, которому приносят самые пышные и богатые жертвы. А уже в X столетии, когда власть князей над славянами оформилась, в мирных договорах между русичами и Византией князья клялись именем Перуна как своего личного покровителя и покровителя своей дружины. Позднее, когда князь Владимир, будущий Креститель Руси, попытался ввести единый языческий культ, главным в нём он сделал именно Перуна. В глазах народа князь должен был быть своего рода земным воплощением Перуна, тем для людей, кем для богов является бог-громовержец.
Пророк Илия весьма удивился бы
Но привилегированное положение Перуна в языческой славянской картине мира вышло ему «боком» после Крещения Руси – именно против него, главного из богов, и был направлен удар принявшего новую веру князя и государства. Капища Перуна были разрушены, его идолы уничтожены, сожжены или сброшены в реки, а имя его было запрещено как имя главного из бывших демонов. Особенно яростная атака новой религии на Перуна была понятной и логичной – это было наиболее могучее божество прежней веры, к тому же, будучи подчёркнуто воинственным и даже жестоким, открыто противоположным самому характеру христианства. Но такой почитаемый на протяжении многих поколений славян мифологический персонаж просто не мог бесследно кануть в безвестность, его образ не мог исчезнуть из народного сознания без следа. Это народное сознание стало искать, кем можно хотя бы отчасти заменить Перуна среди христианских персонажей – и вскоре нашло.
Кандидатуры, кстати, до сих пор называются разные. Так, указывается на явное чисто внешнее сходство восприятия Перуна со святым Георгием Победоносцем: оба представляются великими воинами, не знающими страха и поражения покровителями воинства. Отчасти такими чертами были наделены Святые Борис и Глеб, хотя их житие никак не располагало к подобным ассоциациям. Но больше всего фольклорных черт Перуна принял на себя пророк Илия, на Руси более известный как Илья. Скорее всего, этот ветхозаветный пророк еврейского народа весьма удивился бы, что в будущем его во многом путать с верховным языческим богом славян , но так уж произошло. Главную роль в этом смешении двух образов сыграло, конечно, наиболее известное обстоятельство жизни пророка: так как он не умер, а был «восхищен» на небо огненной колесницей, запряжённой огненными конями. Ассоциации налицо: и Перун, и Илия напрямую связаны с небом, к тому же огненная колесница, летящая по небу, есть самый красочный образ, в индоевропейской мифологии связанный именно с богами-громовержцами. Например, у скандинавов гром это звук колесницы бога Тора, едущего куда-то по своим делам. Ну, а там, где небо и огонь, тоже вполне естественна мысль о молниях. Так что пророк Илия на Руси стал Ильёй Громовником, одним из наиболее почитаемых народом христианских персонажей, именно в силу его «родства» с Перуном.