Языческие боги славян – одна из наиболее противоречивых и ожесточённо обсуждаемых проблем российской истории. Причём связано это с вопросами как историческими, так и вполне современными – боги славян заняли центральное место в не столько научных, сколько идеологических спорах. По этой причине нужно с большой осторожностью воспринимать то огромное количество информации, в которой фигурируют боги славянского пантеона.
Как бы странно это не звучало, но языческие боги тоже могут делать карьеру в исторической перспективе. Связано это с двумя обстоятельствами: во-первых, с дефицитом информации о характере и содержании тех или иных языческих религий и их мифологических персонажей; во-вторых, с активизацией в последнее время неоязычества как движения, нуждающегося в теоретической базе. В условиях дефицита информации о реальном историческом язычестве неоязычество фактически заново и произвольно создаёт свою мифологию. Вот так и делают многие боги карьеру, получая новые качества и приобретая куда большее значение - как это случилось с Чернобогом.
Как известно, в языческой мифологии боги, богини, всевозможные духи и демонические чудовища зачастую состоят в сложных семейных отношениях, приходясь друг другу близкими и дальними родственниками. При этом в полном соответствии с логикой чаще всего те или иные атрибуты и качества более молодые боги получают от «старшего поколения» богов. Однако в славянской языческой мифологии есть божество по имени Сварожич, на основании существования которого «появился» другой бог, приходящийся ему отцом.
Проблема языческой мифологии древних славян заключается, прежде всего, в том, что её приходится реконструировать почти вслепую. Дело в том, что археологических находок, способных пролить свет на религиозную сторону жизни славян, очень немного, а славянская письменность до нас не дошла. Поэтому информацию о славянских богах учёные вынуждены черпать в первую очередь из иностранных и более поздних славянских источников. Это приводит к возникновению множества так называемых «предполагаемых божеств», одним из которых является Белобог.
Сегодня достоверно известны лишь несколько языческих богов, которым поклонялись древние славяне до момента принятия христианства. Но даже те, о которых из источников известны не только имена, но и некоторые подробности «биографии», всё равно остаются весьма неоднозначными и вокруг них продолжаются споры специалистов и тех, кто себя таковыми считает. А в случае с таким богом, как Велес, ситуация осложняется ещё и тем, что это божество в определённо степени продолжило жизнь в христианской традиции.
Наиболее известной античной богиней, благодаря, прежде всего, искусству эпохи Возрождения является, конечно, Афродита (или на римский лад Венера), богиня любви. Представление о ней является одним из наиболее возвышенных, чувственных и романтичных – ещё бы, речь же о любви. Видимо, славянским деятелям культуры было несколько обидно, что в их народной традиции подобного прекрасного божества не наблюдается, и в результате внезапно появилось такое божество, как Лада, которое сегодня многими считается вполне реальным.
Известно, что в официальном языческом пантеоне славян, который сформировался лишь непосредственно перед христианизацией Руси, на первое место был поставлен Перун. Это не удивительно: так как пантеон создавался князем, а он не мог не почтить бога, покровителя войны и его личной дружины. Но другие боги были не менее важны и одним из наиболее почитаемых был так называемый Даждьбог, бог плодородия, которого просто не могли не почитать ведшие оседлый земледельческий образ жизни славяне.
Мифология – удивительная сфера человеческой культуры, в которой переплетаются религиозные верования, литературное творчество, бытовая жизнь и исторические факты. Пожалуй, лишь в мифологии и в искусстве возможно такое, чтобы сначала был вымышлен один персонаж, а затем от этого персонажа появился бы ещё один, не менее вымышленный. Как раз такая история приключилась, по мнению большинства учёных, с Лелем, которого немалое число людей считает славянским божеством.
Славянское язычество характерно тем, что данные о богах сохранились преимущественно по мужским мифологическим персонажам. Это и понятно – в источниках так или иначе фиксировались могущественные боги-мужчины, а женские божества почитались в основном в семейном и более интимном кругу. Однако есть и исключения – так, большим почётом, признанием и почитанием фактически на государственном уровень пользовалась богиня по имени Мокошь.
Приспособление элементов прежних религиозных систем к требованиям новых, господствующих религий не является чем-то уникальным: напротив, это естественный процесс. История знает множество примеров, как язычество европейских народов, в том числе и славянских, получило продолжение в народной, фольклорной версии христианства. Но вот случаи, когда языческий бог фактически замещал собой того или иного христианского персонажа и в народном сознании фактически делал того или иного святого фактически отрицательным героем, весьма редки. Славянскому Стрибогу нечто подобное удалось.
|